13 июля 2018 г., 06:20

3K

The Guardian: Авторы бестселлеров утверждают, что издатели платят писателям жалкие гроши

35 понравилось 14 комментариев 2 добавить в избранное

Филип Пулман, Энтони Бивор и Салли Гарднер требуют справедливых авторских гонораров, поскольку исследование показывает, что писатели получают меньше минимальной заработной платы

Автор: Данута Кин (Danuta Kean)

Филип Пулман , Энтони Бивор и Салли Гарднер обратились к издателям с требованием увеличить размер авторских отчислений после того, как опрос более 5 500 профессиональных писателей показал резкое падение числа тех, кто способен зарабатывать себе на жизнь исключительно писательством.

В последнем отчете Агентства по лицензированию авторских прав (Authors’ Licensing and Collecting Society, ALCS), опубликованном в четверг, показано, что средний доход профессиональных писателей снизился примерно на 42% с 2005 года и теперь составляет менее 10 500 фунтов стерлингов в год (примерно 865 500 рублей по курсу ЦБ РФ на 12.07.2018 г. – прим. перев.), что значительно ниже минимального годового дохода в 17 900 фунтов, рекомендованного Фондом Джозефа Раунтри. По данным исследования, женщины зарабатывают всего 75% от того, что получают их коллеги-мужчины, что на 3% меньше, чем в 2013 году, когда ALCS в последний раз проводило аналогичный опрос.

Если взять за основу стандартную 35-часовую неделю, среднестатистический писатель, не имеющий иного источника дохода, зарабатывает всего 5,73 доллара в час, то есть на 2 фунта меньше минимального уровня заработной платы, установленного в Великобритании для лиц старше 25 лет. В результате доля профессиональных писателей, чей доход составляют только авторские отчисления, упала до 13%, по сравнению с 40% в 2005 году.

Средний доход опрошенных авторов, включая тех, кто занимается писательством по совместительству или пишет книги от случая к случаю, в реальном выражении уменьшился до 3 000 фунтов стерлингов в год, что на 33% меньше, чем показали данные последнего опроса в 2013 году, и на 49% меньше по сравнению с первым отчетом ALCS 2005 года. Профессиональными при этом считаются писатели, которые посвящают работе над книгой больше половины своего рабочего времени.

Пулман, Бивор и Гарднер утверждают, что снижение числа профессиональных писателей создаёт угрозу качеству и разнообразию литературы на рынке Великобритании. Они возлагают вину за это на издателей и онлайн-книготорговцев, которые за тот же период получили зашкаливающие прибыли, но не захотели разделить их с авторами. В 2016 году продажи книг и журналов британских издательств выросли на 7% до 4,8 млрд. фунтов. В 2017 году продажи одних только книг в Великобритании перешагнули отметку в 2 млрд. фунтов стерлингов. С 2005 года мировой оборот «Amazon» вырос с 8,49 до 177,87 млрд. долларов.

«На ум приходит слово «эксплуатация», – говорит Пулман, автор бестселлеров серии Темные начала и президент ALCS. – Ко многим из нас плохо относятся, потому что некоторые из тех, кто доносит наши книги до потребителя, действуют бессовестно и совершенно не заботятся о будущем книготорговли в целом… Это важно, потому что нам нужно заботиться об интеллектуальном, эмоциональном и художественном здоровье нации, а те, кто пишут, способствуют выполнению этой задачи».

Аманда Крейг, чья последняя книга «Ложь земли» (The Lie of the Land) была опубликована в 2017 году, говорит: «Женщины неизменно создают большую часть детской литературы, но при этом на протяжении 15, а то и больше, лет получают очень мало, что недопустимо в том, что касается художественной литературы, особенно такой, где требуется такая концентрация».

картинка Count_in_Law
Автор «Сталинграда» Энтони Бивор
Фото: Murdo Macleod for the Guardian


Бивор, автор прорывного бестселлера Сталинград , поддерживает высказанные Пулманом сомнения, добавив от себя, что авторы нон-фикшна сталкиваются с серьезной проблемой, когда им не хватает денег для финансирования своих исследований. «Сталинград» отнял у меня 4 года работы, и всё это время я жил за счет сделок с издателями, которые заключил в Великобритании и за рубежом, – говорит Бивор. – Я пробовал писать вечерами после работы, но к концу дня был настолько измотан, что просто не мог этого делать».

Он добавил, что снижение доходов угрожает разнообразию писателей и будет способствовать тому, что экономические интересы возобладают над талантом: «Нам нужны профессиональные писатели, потому что в противном случае писать будут лишь те, у кого есть иные источники дохода».

Никола Соломон, исполнительный директор ALCS, критикует издателей и «Amazon» за то, что они не готовы делиться своей быстро растущей прибылью с людьми, которые фактически поставляют им товар. «Что нас беспокоит, так это то, что за тот же период, в котором доходы авторов снизились, крупные издатели зафиксировали резкий рост продаж», – говорит она.

Соломон подсчитала, что авторские отчисления составили всего 3% оборота издателей в 2016 году. «Это производство слишком мало платит за сырье. Издатели рассуждают о разнообразии, а потом поддерживают профессиональных писателей только на словах. Они несут ответственность за то, чтобы авторский труд оплачивался должным образом, а уровень заработка писателей не снижался», – добавляет она.

«Когда я только начинала, на доходы от писательства можно было неплохо прожить. Сейчас этого сделать не получится», – говорит Салли Гарднер, чей роман-бестселлер Червивая луна получил медаль Карнеги и премию «Коста» в номинации «Детская книга», но вышел через 20 лет после её первой книги.

В результате, по её словам, способность авторов выдавать идеи на протяжении многих лет и писать книги, которые поднимали бы важные вопросы, серьезно подорвалась. «Теперь издательский бизнес хочет любой ценой заполучить бестселлер, но для развития таланта и писательского мастерства требуется терпение, поощрение и финансовая поддержка», – добавляет она.

Гарднер также говорит, что не склонные к риску издатели искусственно создали ситуацию, в которой большая часть денег уходит знаменитым, гарантированно хорошо продающимся авторам, а остальным очень трудно с ними конкурировать. В результате авторам стало гораздо труднее добиться публикации романа, поднимающего серьезные темы.

картинка Count_in_Law
Салли Гарднер
Фото: Sarah Lee for the Guardian


Тони Брэдман, детский писатель и председатель ALCS, считает, что недофинансирование писательского труда будет иметь долгосрочные последствия. «В условиях бизнеса утверждать, что это неважно [маленькое количество профессиональных писателей], и просто тратить деньги на большие имена, ожидая, что это сработает – верх недальновидности, – говорит он. – Но если вдруг это не сработает, где будут искать авторов, которые их заменят?»

Опрос ALCS 2018 года охватил и авторов, работающих над сценариями для театра или экрана, но именно писатели, похоже, получаются меньше всех иных своих коллег. «Если бы мне пришлось жить только на писательский гонорар, я бы, наверное, голодал», – говорит Джонатан Харви, романист, который совмещает писательство с работой драматурга.

«Авторские отчисления я начал получать только на 11-й книге, – признается он. – Сколько людей может позволить себе так долго жить без денег из другого источника?» Зато он до сих пор получает 8%-10% стоимости проданных билетов на все новые постановки своей дебютной пьесы «Красивая вещь», премьера которой состоялась в 1993 году.

«Мы не утверждаем, что авторы являются каким-то особым случаем, заслуживающим большего сочувствия, чем остальные группы населения, – говорит Пулман. – Мы представляем собой лишь частный случай глобального явления общего ухудшения качества жизни, и мы не собираемся останавливаться на этом, потому что мы говорим и о многих других людях».

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
35 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 14

Мало зарабатывают далеко не все. Только те кто не додумался официально оформить своё "ДЕТИЩЕ", присвоить ему торговую марку и т.д. Посмотрите на Роулинг. Оформив права на своего героя, мир в котором он живёт, названия из этого мира, она гребёт деньги лопатой, в том числе договариваясь напрямую с кинопродюсерами. Молодец.

rotmistr1980, В цивилизованном мире все оформляют права, думаю.

KorobeSta, Права оформляют всё, но там много нюансов о которых в приступе эйфории не сразу задумываются.

rotmistr1980, Вы так пишете, будто все создают исключительно фэнтези-фантастику.
Реалистам-то на что, кроме самого текста, оформлять права?

rotmistr1980, В России нет понятия "права на историю". Есть только права на произведение в целом (текст) и на персонажей.

Count_in_Law, )Я об этом и говорю. На западе так же.

Не останутся издательства без авторов. В мире полно графоманов, готовых издаваться бесплатно ради славы.

AppleDumpling, Продать можно все что угодно, главное правильно разрекламировать.

AppleDumpling, будет продаваться, только не бумажная книга, а электронная версия, которая несет доход платформе, а не автору.

SalminenMythically, Ради какой славы? Сомнительно. Учитывая современного зажравшегося писателя, которого кроме драконов, Гарри Поттеров и антиутопий ничего не интересует, навряд ли у новых авторов есть шанс. Тем более сейчас воруют тексты только так. Это в корне неправильно, но тем не менее

средний доход профессиональных писателей снизился примерно на 42% с 2005 года и теперь составляет менее 10 500 фунтов стерлингов в год (примерно 865 500 рублей по курсу ЦБ РФ на 12.07.2018 г.

бедолаги. я готов бросить работу и перейти в профписатели по существующему курсу)
как те ребзя из "Гроздьев гнева", что демпинговали цены за сбор хлопка с 30 центов за час, до 25 и ниже.

Читайте также