28 апреля 2020 г., 16:08

2K

Помимо «Маленьких женщин»: список книг для девушек-книгочеев

43 понравилось 0 пока нет комментариев 9 добавить в избранное

Дженис Хэдлоу о том, чему можно научиться у самых умных женщин

Автор: Дженис Хэдлоу

Это был год Джо Марч из «Маленьких женщин». Хотя Сирша Ронан и не выиграла «Оскара» за исполнение этой роли, фильм Греты Гервиг только усилил любовь к решительной героине Луизы Мэй Олкотт. Её пламенная страсть к литературе, её упорное стремление к писательской карьере, её отказ примириться с ограниченной жизнью, которая должна была стать её уделом, создали ей репутацию одного из лучших примеров для подражания женского пола. Есть только одна героиня, обладающая аналогичной притягательной силой: Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения» – ещё одна умная, решительная женщина, которая отказывается сдаться чужим ожиданиям.

Джо Марч и Элизабет Беннет очаровывают нас, потому что они являются блестящей демонстрацией того, как выглядит женская уверенность и самообладание. Их живой ум только сделал их ещё более уверенными в том, кто они такие и чего им нужно от жизни. Но как насчёт умных женщин, не обладающих неудержимым духом Джо и Лиззи? Чьё усердство и прилежность не позволили им блистать, заставив их вместо этого уйти в себя? Которые мучительно застенчивы, как сестра Джо Бет, или чувствуют себя неловко и не в своей тарелке, как сестра Лиззи Мэри? Возможно, для них недостаточно наблюдать триумфы своих более успешных сестёр. Им может понадобиться другой тип поддержки и вдохновения, чтобы найти свой путь.

Мэри Беннет, некрасивая сестра Лиззи, над которой все смеются, много читает, но никто не пытается руководить её занятиями или поддерживать её желание учиться. В результате она оказывается в ситуации многих женщин и того, и нашего времени – неуверенная в ценности своего интеллекта, боящаяся признать свои амбиции и не пытающаяся получить то, что она хочет. В отсутствие наставника, возможно, то, что нужно Мэри – это список книг. Трудно представить себе, чтобы Джо или Лиззи понадобились книги, чтобы поддержать их самоуважение. Но для кого-то как Мэри знакомство с литературой определённого плана могло действительно изменить её жизнь, укрепить её уверенность и решительность и возможно даже улучшить её мнение о себе.

Какие книги, подумала я, предложила бы я Мэри? Какие произведения могли бы помочь такой женщине как она – и её современным ровесницам – отважиться найти свой собственный голос? Какие уроки могли бы они извлечь из этих книг, которые укрепили бы их решимость и помогли бы им на их пути? Вот шесть рекомендаций, каждая с уроком, который мог бы быть полезен Мэри.

картинка BlueFlames

«Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон



«Записки у изголовья» Сэй Сёнагон являются классикой японской литературы. Написанные в IX веке, когда Сёнагон была фрейлиной при императорском дворе, они представляют из себя коллекцию наблюдений и историй, написанных её собственным узнаваемым голосом: язвительным, отстранённым, явно находящим всё вокруг крайне забавным. Сёнагон была аристократкой, но не очень высокопоставленной, так что именно её быстрый ум и глубина её знаний, а не происхождение, проложили ей дорогу к почестям и славе. Каждый, кто желал, чтобы его воспринимали всерьёз при японском дворе, должен был очень хорошо разбираться в поэзии, и талант Сёнагон понимать поэтические намёки, развивать их и сочинять свои собственные стихи сделал её одной из самых блистательных звёзд при дворе. «Записки у изголовья» открывают нам дверь в другой мир, в котором, в противоположность тому, что мы думаем, мы знаем о прошлом, живое женское творчество очень ценилось. Эта книга напоминает нам, что идеи о том, что считается подходящей сферой познаний для женщины не были постоянными и неизменными, и что порой ум был ключом, который мог навсегда изменить жизнь человека.

картинка BlueFlames

«О граде женском» Кристина Пизанская



Кристина Пизанская была, возможно, первой профессиональной писательницей в Европе. Она полностью содержала себя и свою семью писанием. Она работала в средневековой Франции поэтом, биографом и критиком. Кристина Пизанская начала сочинением стихов для состоятельных заказчиков, но скоро стала гораздо смелее, критикуя женские образы, которые создавали в её время, как слабые, глупые и ненадёжные. В своей книге «О граде женском» она придумала целый город, которым управляют сугубо женщины и в котором все главные вопросы жизни разрешаются с женской точки зрения. Кристина Пизанская всегда помещала в своих книгах изображение себя с пером в руке и с гордостью провозглашала своё авторство всего, что она написала, со звучным заявлением «Я, Кристина». Много преодолев, чтобы быть услышанной, она была полна решимости, чтобы плоды её пера всегда были связаны с её именем, и признавала их своими без страха и стеснения.

картинка BlueFlames

«Мидлмарч» Джордж Элиот



Героиня романа Джордж Элиот «Мидлмарч» Доротея Брук – вдумчивая, искренняя и пылкая – стремится найти полезное применение своему уму. Она полагает, что выйдя замуж за учёного, преподобного Кейсобона, она нашла достойное дело, которое удовлетворит её интеллектуальные стремления: быть помощницей мужа в завершении его труда «Ключ ко всем мифологиям». Но он отвергает все её попытки помочь ему, и постепенно она понимает, что ему не хватает и способностей, и энергии, чтобы довести задуманную работу до конца. Доротея пыталась сделать мужчину своим призванием, удовлетворяя свою жажду умственной деятельности продвижением его амбиций. Скоро она понимает, что это было большой ошибкой. Роль помощницы в творчестве другого человека сулит ограниченное вознаграждение, особенно, когда он менее умён, чем вы. Лучше поступить так, как сделала сама Джордж Элиот и использовать свой ум в своих собственных проектах.

картинка BlueFlames

«Своя комната» Вирджиния Вулф



Представьте себе, предложила Вирджиния Вулф, что у Шекспира была сестра, такая же талантливая, как и он. Можно ли представить себе, что она достигла бы такого же успеха? Конечно, нет – это было немыслимо в мире, где у женщин было так мало возможностей и так много ограничений. Если интеллектуальные достижения женщин были до сих пор затменены мужскими, утверждает Вулф, это было не от врождённого недостатка способностей. Скорее это отражает ситуацию, в которой они были лишены того, без чего невозможно творчество, а именно финансовой независимости, свободы распоряжаться своим временем и «Своей комнаты», в которой можно было бы работать. Это не привилегии, которые должны вызывать чувство вины, настаивает Вулф, а необходимые условия писательской жизни. Не извиняйтесь за то, что вы их желаете, и никогда не стесняйтесь ими пользоваться.

картинка BlueFlames

«Ученица. Предать, чтобы обрести себя» Тара Вестовер



Фундаменталистская семья Тары Вестовер из штата Айдахо стремилась иметь как можно меньше сношений с внешним миром и избегала всех учреждений, содержимых и управляемых государством. Таре было семнадцать лет, когда она впервые переступила порог классной комнаты. Её необыкновенные мемуары описывают её попытки получить образование, которого она так отчаянно желала, и препятствия, которые ей пришлось преодолеть, как правило, в одиночку, чтобы этого добиться. Вы закрываете книгу, испытывая облегчение и уважение, а также глубокое удовлетворение, что, благодаря её усилиям, ей наконец удалось достичь всего, чего она заслуживает. Это трогательное свидетельство преобразующей силы образования, напоминающее тем из нас, чей доступ к нему был легче, чем у Вестовер, никогда не принимать его как должное. Образование – это первый шаг на пути к развитию личности и независимого ума, не возможность для немногих, а право для всех, которого надо добиваться любой ценой и хвататься за него обеими руками.

картинка BlueFlames

«Я, Клавдий» Роберт Грейвс



Единственная книга в моём списке, написанная мужчиной, и единственная с действительно отрицательной героиней. Думайте об этом, что хотите, но Ливия Августа всегда вызывала у меня восхищение наряду с ужасом. Жена римского императора Августа, она плетёт интриги на протяжении всего романа Роберта Грейвза «Я, Клавдий», обводя вокруг пальца влиятельных мужчин, которые думают, что они управляют делами, и не осознают, что она манипулирует ими всеми. В ней чувствуется отдалённое эхо властной леди Кэтрин де Бёрг из «Гордости и предубеждения», которая, хотя она и не пользовалась такими любимыми орудиями Ливии, как шантаж и убийство, тем не менее преследовала свои цели с таким же узколобым равнодушием к чувствам и интересам других людей, стремясь подчинить всех своей воле. Она и Ливия служат необходимыми напоминаниями, что нельзя рассчитывать, что умные женщины обязательно будут действовать во благо – иногда они могут быть такими же эгоистичными, как и мужчины!

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
43 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также