5 декабря 2020 г., 21:07

1K

Уютные детективы и юридические триллеры: пересечение двух криминальных жанров

44 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Какими бы разными они ни казались, уютный детектив и юридический триллер происходят из одних и тех же тайн и влияний

Автор: Андреа Дж. Джонсон (Andrea J. Johnson)

На первый взгляд, уютные детективы и юридические триллеры не имеют ничего общего. Уютные детективы воплощают добродетель, истина в них всегда выходит наружу, а справедливость торжествует, в то время как юридические триллеры могут искажать мораль ради саспенса. В книгах вроде Дела о пеликанах Джона Гришэма может происходить нечто неправильное (хотя и по правильным причинам), и даже если правда в итоге всплывет на поверхность, это еще не значит, что плохие парни будут пойманы, а новый приговор разом уничтожит всю коррупцию. Тем не менее, из всего великого множества криминальных поджанров именно уютные детективы и юридические триллеры считаются проросшими из одного семени – рассказа Эдгара Аллана По Убийство на улице Морг с участием Огюста Дюпена, который был впервые опубликован в «Грэм мэгэзин» в 1841 году. Этому рассказу Эдгара По часто приписывают лавры создания сюжета, ставшего классикой детективной прозы: сыщик и его помощники используют для раскрытия преступления не грубую силу или физическое насилие, а расследования, допросы и рассуждения. Такой подход к применению интеллектуальных средств разрешения загадки используется как в уютных детективах (загадка = кто это сделал), так и в юридических триллерах (загадка = причуды нашей правовой системы).

Но для того, чтобы уютный детектив соответствовал запросам читателей, сюжет должен также следовать правилам честной игры. По данным книги Мартина Эдвардса «Золотой век убийств» ( The Golden Age of Murder ), эти правила были впервые сформулированы в 1928 году, когда британский автор детективов Рональд Нокс представил антологию «Лучшие детективные истории года», сопроводив её тем, что он назвал «Декалогом» или Десятью заповедями детективной прозы. Впоследствии эти правила были восприняты Детективным клубом – группой британских авторов-детективщиков, в которую входили такие великие писатели, как Агата Кристи и Дороти Л. Сэйерс . Они помогли читателям получать наслаждение от игры вместе с сыщиком и сформировали основу для быстро развивающегося жанра. Вот некоторые из этих правил: «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале истории»; «Детективу никогда не должен помогать счастливый случай»; «Детектив не должен сам оказаться преступником»; «Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю». Уютные детективы обрели такую популярность, потому что описывают сыщика-любителя, чей основной род занятий помогает в раскрытии преступления, что делает сюжет более понятным и близким читателю, чем в случае использования гения сыска, подобного Шерлоку Холмсу Артура Конан Дойла или Саманте Бринкман Марсии Кларк. Автор, читатель и сыщик легко находят общий язык, что позволяет читателям уютного детектива решать задачу вместе со следователем.

Юридический триллер использует совсем иной подход, потому что преступление здесь рассматривается с точки зрения профессиональных юристов, выступающих на стороне обвинения или защиты. Читателю вовсе не обязательно разделять их образ мыслей, поэтому он выступает скорее наблюдателем, чем участником событий. Уголовные дела и связанная с ними политика воссоздаются с особой тщательностью, чтобы дать представление о том, как работает судебная система. Хотя среднестатистический читатель считает, что первыми примерами юридического триллера могут служить Дело о бархатных коготках Эрла Стэнли Гарднера (1933) и «Анатомия убийства» ( Anatomy of a Murder ) Роберта Трэвера (1958), в действительности, по данным книги Ларса Оле Зауэрберга «Юридический триллер от Гарднера до Гришема» (The Legal Thriller From Gardner to Grisham), превращать реальные преступления и непристойные судебные процессы в развлечение придумали еще в середине XVI века. Весьма примечательной в этом плане является книга немецкого адвоката Георга Харсдёрффера под названием «Галерея ужасных историй об убийстве» (A Gallery of Horrible Tales of Murder) (1650), в которой подчеркивалась важность использования науки для сбора доказательств и вывода о виновности, хотя признания подсудимых по-прежнему рекомендовалось получать при помощи пыток. В 1730-е годы французский юрист Франсуа Рише опубликовал книгу «Известные причины» (Causes Célèbres) – сборник судебных историй, сопровождаемый его собственным предисловием: «Я позаботился о том, чтобы изложить материал таким образом, чтобы читатель не мог сразу определить, чем закончится дело и какой будет вынесен вердикт. По мере развития событий он будет оставаться в неведении, что, как мне кажется, будет делать каждый новый случай всё более захватывающим. …. Любопытство читателя будет поддерживаться до последней страницы». После этого элемент неизвестности стал включаться в криминальные истории таким образом, что фокус с морали повествования сместился на его увлекательность.

Еще более значимый вклад в новый жанр внес драматург и романист Уилки Коллинз , когда в рассказе Украденное письмо (1854) одним из первых объединил саспенс, раскрытие, заговоры и правовую систему в истории о бедственном положении невиновных, несправедливо обвиненных в преступлении, – подвиг, во многом сходный с тем, что совершил Эдгар Аллан По в Украденном письме , его третьем детективном рассказе с участием Огюста Дюпена, опубликованном за десять лет до истории Коллинза. И этот факт вновь возвращает нас к зернышку, из которого произросли эти два жанра и который дает нам намек на место их пересечения – потребность в воспитании посредством представления универсальной социальной проблемы.

В действительности, держа в голове историю этих поджанров, мы также можем утверждать, что их сходство заключается в привлечении к делу профессионалов: будь то судьи и адвокаты в юридических триллерах или полицейские и кошачьи няньки в уютных детективах, все они выступают фильтром, используя который, автор обучает читателя. Например, юридические триллеры, подобные серии Стива Мартини о Поле Мадриани, стремятся просветить читателей в судебных вопросах (например, процедура отбора присяжных), а также предостеречь об опасности безапелляционных суждений и имеющихся юридических лазейках (в частности, тех, что демонстрируют предвзятость по отношению к людям с другим цветом кожи). Другие романы, такие как серия Джеймса Гриппандо «Джек Свайтек», посвящены социальным проблемам, которые десятилетиями занимали США (например, смертная казнь), а писатели-юристы, подобные Кристоферу Дардену и Линде Маккивер Буллард, проливают свет на точку зрения афроамериканцев.

Уютные детективы, со своей стороны, используют хобби, профессии и жизненные этапы как объектив, через который читатель рассматривает закон, порядок и общественные ценности. Возьмем для примера «Тайны бэби-бумера» (Baby Boomer Mysteries) Сьюзен Сантанджело, где обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются пенсионеры, такие как жестокое обращение с пожилыми людьми, или мою собственную серию «Правосудие Виктории» (Victoria Justice Mysteries), которая не только подчеркивает важность профессии судебной стенографистки, но и бросает вызов дискриминации, с которой сталкиваются работающие в сфере юриспруденции цветные люди. Хотя моя серия и продается сейчас как «уютный триллер», она следует правилам честной игры «золотого века» и традиционному формату детектива – главный герой, маленький городок, явные улики. Однако профессия моего сыщика, судебная стенографистка, определяет сеттинг и персонажей, больше характерные для юридических драм.

Несмотря на то, что главная героиня моей серии не является адвокатом или законодателем, она придерживается принципов юридической профессии – тщательности и честности перед лицом закона. И раз уж истории рассказываются исключительно с точки зрения героини, её знание стенографии становится проводником к пониманию того, как отдельные юридические процедуры могут расходиться с общественным мнением. Конечно, она неизменно спасает положение в зале суда, особенно когда речь заходит об убийствах, которые она решила расследовать. Но сам факт того, что её моральный компас работает лучше, чем у среднего человека, гарантирует, что справедливость восторжествует и что, в отличие от юридических триллеров, обстановка которых здесь копируется, серия всё же остается «уютным детективом», ведь финал этих книг не оставляет места для этической двусмысленности.

Андреа Дж. Джонсон является внештатным автором сайта о женском образе жизни Popsugar, а также колумнистом LitReactor, литературного онлайн-журнала, посвященного жанровой прозе и дискуссиям о писательском ремесле. Андреа также является рецензентом издательского подразделения RIZE Imprint в издательстве Running Wild Press и автором книги «Поэтическое правосудие» (Poetic Justice), первой в серии «Правосудие Виктории». Вы можете больше узнать об Андреа на сайте ajthenovelist.com или в Твиттере @ajthenovelist.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: CrimeReads
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
44 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также