15 июля 2021 г., 11:59

6K

7 книг, в которых жертвы помогают в расследовании собственных убийств

77 понравилось 4 комментария 26 добавить в избранное

В центре сюжета этих книг – жертвы убийства, которым авторы позволили самим рассказать свои истории

Я не верю в призраков, но мне нравится читать истории, в которых живые и мертвые общаются друг с другом. В традиционном детективе действие обычно происходит так: гениальный сыщик собирает все улики, складывает картину преступления и потом объявляет, кто убийца — например, Эркюль Пуаро, хвастающийся своими «маленькими серыми клетками». Схема идеальная, но иногда появляется ощущение, что жертва убийства — это самый незначительный персонаж книги. Читатель очень редко встречается с убитым лицом к лицу и зачастую понятия не имеет, что заставило жертву поступать тем или иным образом. Смерть является просто спусковым крючком, который дает старт для рассказа истории, в конечном итоге демонстрирующей нам талант сыщика.

Поэтому для меня всегда были особенно притягательны истории, где жертва убийства становилась главным героем, как будто на время воскрешая для читателей. Раньше я использовала этот прием посредством вставки коротких ретроспективных эпизодов, но в своей последней книге «Её последний вздох» (Her Last Breath) я поступила иначе: главный герой, Дейрдре, в первой главе получает письмо от своей умершей сестры Каролины. До этого никто даже и не думал, что случайная смерть Каролины может быть убийством. Однако изучив письмо сестры и узнав, что она была замужем за человеком, убившем свою первую жену, Дейрдре не только решил добиться справедливости любой ценой, но и понял, почему его сестра хранила этот и другие секреты при жизни.

Также существует традиция не говорить о мертвых плохо, но прием «воскрешения» жертвы убийства и наделение ее голосом нарушает это правило. Осознание надвигающейся смерти подразумевает, что жертва знает о том, что впуталась во что-то опасное, аморальное или даже незаконное — однако продолжает неумолимо двигаться к своему безвременному концу. Посредством писем и дневников или, показывая, как жертва начала догадываться о скорой смерти и пыталась ее предотвратить, автор показывает нам мотивы и чувства жертвы убийства, а мы, в свою очередь, начинаем сочувствовать ей.

Ниже я расскажу о нескольких книгах, которые люблю за предоставленную жертвам убийства возможность говорить за себя и влиять на ход расследования преступления. (Внимание: в статье присутствуют спойлеры, но я постаралась не слишком раскрывать сюжет и оставлять некоторую загадку.)

Элери Куин «Тайна сиамских близнецов»

Спросите меня, какие литературные жертвы убийства восхищают меня больше всего, и я отвечу — те, которые не сдаются легко. Именно такую жертву вы встретите в этой классической детективной истории. Конечно, само убийство Элери Куин раскрывает с помощью своего мрачного отца, по совместительству являющегося инспектором полиции, но самый интригующий персонаж повести — это доктор Джон Ксавье, который был застрелен во время раскладывания пасьянса. Доктор — редкий вид жертвы убийства, которая до последнего сохраняет присутствие духа и острый ум. Он успевает найти правильную карту и порвать ее, пока сам буквально истекает кровью. Если вы уже знакомы с творчеством Элери Куина, то знаете, что прием получения подсказки от жертвы убийства встречается во многих его книгах, но нигде так гениально, как в этой истории.

Ребекка Кантрелл «Дымный след»
Rebecca Cantrell «A Trace of Smoke»

Когда репортер Ханна Фогель находит фотографию своего брата среди безымянных убитых в Берлине, ей приходится принять участие в формальном опознании. Не то чтобы она не любит брата, но на дворе 1931 год, а Эрнст мог похвалиться скандальной карьерой актера, переодевающегося женщиной в гламурном кабаре. Ханне удалось потихоньку выяснить, что послания от Эрнста всплывают в самых удивительных местах, включая ее шкатулку для ювелирных украшений, где ее брат спрятал невероятно дорогое кольцо. Также выясняется, что Эрнст имел любовную связь с высокопоставленным нацистским офицером, так, он принял некоторые меры предосторожности, например, отправил Ханне пакет с их любовными письмами, дав, таким образом, ей информацию и средство защиты в одном флаконе.

Кристина МакДональд «За каждой ложью»
Christina McDonald «Behind Every Lie»

Если вы думаете, что у вас выдался плохой день, то приятно познакомить вас с Эвой Хансен, которую ударило молнией в ту самую ночь, когда была убита ее мать. В итоге Эва не просто страдает от потери памяти, у нее есть проблемы и посерьезнее — полиция подозревает в убийстве матери именно Эву. Правда же в том, что между Эвой и ее матерью всегда были очень сложные отношения, настолько сложные, что даже сама Эва задается вопросом, а не убила ли она свою мать на самом деле. Но все меняется, когда Эва находит записку, которую ее мать написала в день убийства, раскрывая секреты их семьи, ранее неизвестные Эве. И хотя в записке не названо имя убийцы, она меняет ход следствия, заставляя Эву вести расследование в таком направлении, что следователь даже начинает считать ее сумасшедшей, но тем не менее приводящем девушку к правде.

Юкито Аяцудзи «Убийства в десятиугольном доме»

Небезосновательно эта книга может быть названа классическим японским детективом. Перекликаясь с сюжетом Агаты Кристи из Десяти негритят , история отправляет членов студенческого детективного клуба из Киото на остров, где год назад произошло нераскрытое массовое убийство. Там они останавливаются в десятиугольном доме — странно спроектированной постройке с холлом посередине и десятью одинаковыми дверями, ведущими из него, потому что другой дом, который был на острове, разрушен до руин. Когда первый член клуба умирает, остальные понимают, что они тоже под ударом. К тому же им приходится разгадывать дьявольскую головоломку с буквами, написанными Накамурой Сэйдзи, архитектором десятиугольного дома, которую получили двое членов клуба, не хотевшие ехать на остров. К тому же, Накамура — одна из жертв массового убийства, произошедшего на острове год назад…

Адам Мицнер «Определенно мертвый»
Adam Mitzner «Dead Certain»

Все ли герои этого детектива ведут двойную жизнь? Да, все, начиная с главной героини Эллы Броден. Днем она перегруженный работой юрист, занимающийся серьезными делами, а по ночам Элла работает певицей в захудалых клубах. То же самое можно сказать и о ее сестре Шарлотте, писательнице, у которой одновременно несколько любовников. Когда Шарлотта исчезает сразу после продажи своего первого романа, Элла обнаруживает, что ее книга — это в большей степени дневник, в котором сестра описывает свою реальную жизнь, скрываясь под псевдонимом. Несмотря на то, как мало она знала о реальной жизни сестры, Элла оказывается единственным человеком, который может взломать зашифрованный ею код.

Донна Леон «Сквозь тусклое стекло, гадательно»
Donna Leon «Through a Glass, Darkly»

Что я там говорила о жертвах убийства, которые обычно представляют собой наименее интересного персонажа книги? Это утверждение вдвойне верно для любой книги о комиссаре Гвидо Брунетти, с которым мы бродим по улицам медленно утопающей Венеции, наслаждаемся роскошной едой за несколько сотен страниц до того, как произойдет преступление. Но история убийства Тассини, неуклюжего ночного охранника на заводе муранского стекла (читателю так и не станет известно даже его имя), становится захватывающей, когда всплывает копия «Ада» Данте с аннотацией, написанной убитым. Эти записи раскрывают настоящую причину того, что на самом деле делал мужчина на заводе, и в итоге приводят к его убийце.

Алексия Гордон «Убийство в соль мажоре»
Alexia Gordon «Murder in G Major»

Вам вовсе не обязательно верить в привидения, чтобы бесконечно очаровываться ими, встречая на страницах книг. Первая книга из серии «Gethsemane Brown» знакомит нас с музыкантом, застрявшей в ирландской провинциальной глуши. Она не только талантливый учитель, но еще и умеет общаться с призраками. Одного из них она находит в доме на утесе. Эймон МакКарти якобы убил свою жену, а затем покончил жизнь самоубийством, но его призрак настаивает на том, что он этого не делал — и ему нужна помощь в выяснении того, кто это сделал. (Если вы думаете, что призраки знают ответы на все вопросы, то вы ошибаетесь.) Эймон, возможно, и мертв, но он настолько язвительный и ехидный, что его союз с музыкантшей в целях выяснения правды — это чистый восторг.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
77 понравилось 26 добавить в избранное

Комментарии 4

а я бы еще Элис Сиболд - Милые кости , там хоть главная героиня расследованию особо и не помогает, насколько я помню, но это единственная книга, которую я знаю, где жертва убийства - главный персонаж и вся история ведется ее голосом

Заинтриговали списком.

Теперь тучно буду брать "Убийство в десятиугольном доме".