16 марта 2022 г., 12:00

10K

Почему большинство советов писателям не работает (а что на самом деле работает)

85 понравилось 7 комментариев 42 добавить в избранное

Кто-то должен сказать правду

В последние годы я замечаю явную закономерность: большая часть того, что вы читаете о писательстве – неправда. Беру свои слова обратно. Хотел бы перефразировать.

Большая часть того, что вы читаете о писательстве, не помогает вам писать лучше.

Вот типичные и распространённые советы по писательскому мастерству:

• показывать, а не рассказывать;

• избегать наречий;

• избегать пассивного залога;

• избегать восклицательных знаков;

• использовать/не использовать серийную запятую;

• писать/ не писать фрагментами;

• использовать/не использовать провокационные заголовки.

Что ж, правда в том, что правила работают до тех пор, пока не перестают работать.

Нужно определить собственный стиль. Найти подход, который работает для вас и вызывает отклик у аудитории.

Как это сделать, если большинство советов писателям – неправда? Здорово, что вы спросили.

Вы обязательно должны испачкать руки.

Нельзя стать хорошим поваром, если проводить больше времени за чтением кулинарных книг, чем на кухне. Применительно к писательству это означает, что нужно проводить больше времени за написанием, чем в интернете. На самом деле, это значит: писать, переписывать и переписывать, и, возможно, ещё раз переписывать. Большинство писателей не делают этого. Писать легко. Но нужно также редактировать и переделывать. Великие писатели гордятся этим ремеслом. Они хотят улучшить каждый отрывок, насколько это возможно, потому что влюблены в сам процесс написания.

Альтернатива всем советам для писателей

Хочу подсказать вам разумный способ вырасти как писатель – и он не включает ни одного совета о том, как писать. Скорее, он почти полностью основан на решениях, которые принимаете именно вы.

Вы находитесь за рулём, и никто другой. Разве это не ощущается как глоток свежего воздуха?

Пристегнитесь, и поехали!

Шаг первый. Найдите текст, который вам нравится

Для начала найдите отрывок, который вам очень нравится. Не просто тот, который вы считаете удачным. Отрывок, который вас трогает и восхищает. Это может быть роман, пост в блоге, рассказ, статья, – всё, что угодно. Если он вам нравится, вам удастся больше извлечь из этого отрывка и луче поставить вопросы, анализируя его.

Не говоря о том, что у вас также будет больше энергии. Подробнее об этом в другой статье.

Шаг второй. Скопируйте слово в слово

Да-да, перепишите весь отрывок. Лично мне нравится переписывать от руки, потому что при этом задействуются другие участки мозга, но, если хотите, можете печатать.

Если копируете целый роман или нехудожественное произведение, лучше ограничиться одной главой или определённым количеством страниц. Ещё я часто использую такой трюк: просто устанавливаю таймер на 15 минут и копирую, сколько успею за это время. Обозначенные границы – хороший способ придерживаться намеченного курса.

Шаг третий. Ответьте на эти вопросы

Копируя отрывок, можете записать ответы на следующие вопросы, или просто подумать над ними, пока заполняете страницу:

• Чего добивается автор в этом отрывке?

• Как он вовлекает читателя?

• Какой тип предложений используется?

• Как писатель удерживает ваше внимание?

• Какова структура отрывка?

• Взгляните на диалог и/или стиль. Что делает писатель?

• Что бы вы добавили?

• Что бы вы опустили?

При желании смело добавляйте вопросы к этому списку.

Следующий шаг

Теперь возвращайтесь к оригинальному тексту и делайте пометки. Записывайте, набрасывайте идеи, уходите в него с головой. Я люблю покупать несколько экземпляров книг, которые мне особенно нравятся. Один будет с моими заметками, а чистый экземпляр – просто для чтения. Я могу большему научиться из книг, в которых есть заметки.

Как только вы проработаете отрывок в обратном порядке, чтобы выяснить, что вам в нём понравилось и почему это работает, – вы на верном пути. После вы сможете пользоваться тем, что узнали, в собственных текстах.

Заключение

Граница между хорошим текстом, великолепным текстом, паршивым текстом и посредственным текстом часто зависит от того, где он опубликован, его темы, структуры и даже длины.

Писательство – это процесс обучения. Не довольствуйтесь одними разговорами (или чтением) об этом ремесле. Погрузитесь в него, испачкайте руки.

Джим Вудс (Jim Woods)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
85 понравилось 42 добавить в избранное

Комментарии 7

Интересно, но я не смогла найти ни одной книги, написанной автором статьи.

Он написал кучу статей, и все они, по большей части, – советы писателям. Но где же книги, которые он сам написал? Хотелось бы почитать. Художественные, я имею в виду. Кто-нибудь знает этого писателя? И писатель ли это?

Спасибо переводчику!

InfinitePoint, Возможно это другой Джим Вудс, но таки вот список его книг на гудридс
Шибко популярный писатель (нет)

Да, похоже, это он. Есть пара художественных книг. В комментах пишут, что он много публикуется на платформе Medium. Значит, точно, он. Спасибо!

Похоже, его советы не очень-то помогли ему самому. Но надо читать, конечно.

Советов море, каждый норовит подать именно свои советы, как истину и как панацею... Это нормально, это так и работает и называется - самопиар... Но если автор таких советов сам не стал успешным писателем, то закрадывается сомнение... Это словно жирный продавец таблеток от похудения...

Мне кажется, главный фактор для успешности любого писателя - это талант... Талант любой процентовки внутри, но любая частица играет на успех... Кт то станет Стивеном Кингом, кто-то Дарьей Донцовой но талант имеет место быть...

Kultmanyak, Я тоже считаю, что не бывает вот так – бац! – и ты писатель. Должны же быть какие-то задатки. Про поэтов и говорить нечего. Если под писателя ещё можно закосить раз-другой, то с поэзией этот номер не пройдёт, там всё честно.

Другое дело, что писателю всегда есть над чем работать, совершенствоваться и так далее. И у каждого свои методы. Талант нужно поливать трудовым потом. Но изначально это всё-таки искра божья.

Интересно!

Все это ерунда. Когда садишься писать, то сначала (возможно пару абзацев) ты присматриваешься, знакомишься, а потом как в тумане... Описываемый автором приём применим к копирайту и рерайту.

Читайте также