4,2

Моя оценка

В центре романа две линии: первая — история двух выдуманных поэтов Викторианской эпохи, Рандольфа Генри Падуба (в оригинале его имя — Randolph Henry Ash, а его образ напоминает Роберта Браунинга и Альфреда Теннисона) и Кристабель Ла Мотт (прототипом которой является Кристина Россетти), вторая — история современных учёных и литературоведов Роланда Митчелла и Мод Бейли.

Лучшая рецензия на книгу

Ryna_Mocko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2024 г. 16:14

471

4.5 Любопытство способно толкнуть человека на что угодно.

Антония Байетт создала роман одновременно поражающий своей причудливостью и филигранностью и в то же время ложащийся на плечи неподготовленного читателя тяжестью от обилия аллюзий, метафор и различных отсылок. Меня эта книга наполнила чувством ностальгии по моему студенческому прошлому: когда мы, студенты филологи, просиживали часами в библиотеке готовясь к семинарам и курсовым работам. Когда на нас не светил экран компьютера, а возвышались стопки книг и нужно их было пересмотреть, перечитать и обдумать. Темп повествования я могла бы назвать медленным и порою "медово тягучим". Автор не просто придумала историю про литературоведов - она создала нескольких потрясающих личностей. И создала она их так безупречно, что я даже поначалу пыталась найти биографию этих людей. И мое восхищение…

Развернуть

В центре романа две линии: первая — история двух выдуманных поэтов Викторианской эпохи, Рандольфа Генри Падуба (в оригинале его имя — Randolph Henry Ash, а его образ напоминает Роберта Браунинга и Альфреда Теннисона) и Кристабель Ла Мотт (прототипом которой является Кристина Россетти), вторая — история современных учёных и литературоведов Роланда Митчелла и Мод Бейли.
Завязкой сюжета можно считать сцену, в которой Роланд Митчелл, исследователь творчества Падуба, берёт в Лондонской библиотеке том «Оснований новой науки» Вико, принадлежавший некогда поэту, и обнаруживает между страниц черновики писем, адресованных неизвестной женщине. Это обстоятельство интригующе вдвойне: во-первых, Роланду первому попали в руки эти черновики, во-вторых, Падуба всегда считали любящим и верным мужем, ибо до сих не находилось ни одного свидетельства тому, что у поэта могла быть интрига на стороне.
Подчинившись импульсу, Роланд выкрадывает черновики в надежде выяснить, кому писал Падуб, было ли, в конце концов, отправлено письмо и дошло ли оно до адресата. Догадки приводят его к Кристабель Ла Мотт, поэтессе, которую в двадцатом веке оценило по достоинству феминистическое течение в литературоведении. Доктор Мод Бейли из Линкольнского университета, исследующая жизнь и творчество Кристабель Ла Мотт, присоединяется к Роланду в его расследовании. Вместе они находят переписку Падуба и Ла Мотт; в поисках намёков на их отношения перечитывают дневники жены Падуба, Эллен, и подруги Кристабель, Бланш Перстчет (в оригинале — Blanche Glover). Шаг за шагом восстанавливая историю любви двух поэтов, Роланд и Мод влюбляются друг в друга, словно тени давно ушедших из этого мира Рандольфа и Кристабель.
Отношения Падуба и Ла Мотт, стань они известны широкой публике, повлекли бы за собой сенсацию в научном мире, и у Роланда с Мод появляются конкуренты, стремящиеся докопаться до истины первыми, например, профессор Мортимер Собрайл, готовящий фундаментальное Полное собрание писем Рандольфа Генри Падуба. В конечном итоге, однако, автор дарует всем героям примирение: сидя вместе в одной комнате, они читают письмо Кристабель, в котором раскрывается последняя загадка: что стало с незаконнорожденным ребёнком Падуба и Ла Мотт. Печальная и очень викторианская история их любви получает счастливое, хотя и несколько ироничное разрешение посредством романа между Роландом Митчеллом и Мод Бейли, а перед Роландом к тому же открываются достойные перспективы научной карьеры.
Название романа (англ. possession — одержимость, страсть, желание обладать) обыгрывается в тексте с разных сторон: это и страсть влюблённых обладать друг другом, и стремление исследователя узнать истину, и желание коллекционера обладать вещами, которые принадлежали Падубу. В тексте встречаются отрывки из произведений, написанных рукой Падуба и Ла Мотт (а на самом деле, конечно, самой А. С. Байетт), критических работ и исследований, биографий, дневников. В качестве одной из важных структурных деталей, дающих читателю представление о чем будет идти речь, Байетт использует эпиграфы — как к отдельным главам, так и к роману в целом.

2002 - Possession (Одержимость) - США, Великобритания, реж. Нил ЛаБут Сюжет, по сравнению с книгой, несколько упрощен, а из произведений Падуба и Ла Мотт, щедро разбросанных по тексту романа, цитируются лишь несколько отрывков. Один из главных героев, английский учёный Роланд Митчелл, в фильме превращается в американца, зато исчезает романная американка, колоритная исследовательница творчества Ла Мотт, феминистка и бисексуалка Леонора Стерн, а также подруга Роланда по имени Вал, над отношениями с которой он много и подробно рефлексирует в книге.

Форма: роман

Оригинальное название: Possession: A Romance

Дата написания: 1990

Первая публикация: 2006

Перевод: В. К. Ланчиков, Д. В. Псурцев

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Кураторы

Рецензии

Всего 373
Ryna_Mocko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2024 г. 16:14

471

4.5 Любопытство способно толкнуть человека на что угодно.

Антония Байетт создала роман одновременно поражающий своей причудливостью и филигранностью и в то же время ложащийся на плечи неподготовленного читателя тяжестью от обилия аллюзий, метафор и различных отсылок. Меня эта книга наполнила чувством ностальгии по моему студенческому прошлому: когда мы, студенты филологи, просиживали часами в библиотеке готовясь к семинарам и курсовым работам. Когда на нас не светил экран компьютера, а возвышались стопки книг и нужно их было пересмотреть, перечитать и обдумать. Темп повествования я могла бы назвать медленным и порою "медово тягучим". Автор не просто придумала историю про литературоведов - она создала нескольких потрясающих личностей. И создала она их так безупречно, что я даже поначалу пыталась найти биографию этих людей. И мое восхищение…

Развернуть
nest_olga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2024 г. 09:35

203

5 Красиво!

Это было потрясающе, завораживающе, восхитительно! Не знаю, какие еще привести синонимы, показывающие мой восторг от этого романа. Если бы не Новогодний Флешмоб 2024, я бы даже и не узнала об этом произведении. А когда мне его посоветовали (я просила книги, награжденные какими-либо литературными премиями. В данном случае - Букеровская.), меня ужаснул его объем. И решила, что это будет аудиоверсия - 28 часов. (800 страниц). Слушала не сразу всё, с перерывами, иногда в несколько дней.

Не скажу, что сразу прониклась смыслом, но текст, его красота заворожил с первых строчек. Я далеко не филолог, скорее нахожусь на противоположной стороне наук, но для меня этот роман вызвал такое же чувство, как красивое решение сложного математического примера, или красивое число (любители…

Развернуть

Популярные книги

Всего 731

Новинки книг

Всего 241