2 июня 2016 г., 11:11

2K

«Как денди лондонский одет...»

87 понравилось 18 комментариев 13 добавить в избранное

o-o.jpegФото: Оскар Уайльд в раннем детстве

Оскар Уайльд — личность эпатажная, порой шокирующая чопорных британцев своим слишком вольным поведением. Он оставил богатейшее литературное наследие, куда входят и пьесы, и романы, и сказки, и эссе, повести и рассказы, поэмы, афоризмы и эстетические зарисовки, письма. 25 мая 1895 года писатель был осужден лондонским судом за «аморальное поведение» — связь с Альфредом Дугласом — и приговорен к двум годам тюремного заключения (с конфискацией имущества, лишением супружеских и отцовских прав). Мария Молчанова выясняет, как Оскар Уайльд превратился в икону стиля и какую цену он вынужден был заплатить за свою известность.

Полное имя писателя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд, часть имени в честь кельтского воина, героя британского фольклора. Оскару повезло родиться в обеспеченной и образованной дублинской семье. Родители будущего денди были не просто рядовыми буржуа, а настоящими интеллектуалами левых взглядов, любителями культуры и наук. Мама, ирландская националистка, сочиняла стихи для революционной партии, отец писал книги по истории и фольклору и содержал бесплатный медпункт для бедных. До пяти лет мальчик Оскар думал, что он девочка; так ему говорила мама, мечтавшая о дочери. Более того, ребенка одевали в платья и в таком виде выводили на прогулки. Сохранилась фотография, на которой несчастный Оскар позирует в пышном платье. Принципиальная мать называла сына Мистером и по любому поводу запирала в чулане, что приходилось весьма по нраву Оскару, ведь темноты он не боялся и использовал любую возможность остаться в одиночестве.

картинка Arlett

В школе юный Уайльд поражал и учителей, и одноклассников невиданной скоростью чтения вслух, а самое главное — фантастической коммуникабельностью, саркастическим юмором и болтливостью. Несколько позже в моду войдут знаменитые афоризмы Уайльда. Целые подборки высказываний о хорошем вкусе и искусстве одеваться на страницах модных романов и трактатов никого не удивляли.

Афоризм вообще считался истинно дендистским жанром благодаря своей лаконичной форме, соответствующей принципу минимализма у денди. В афоризмах Уайльда выражается демонстративное презрение щеголя к «вульгарным» вещам. О книге Киплинга «Отважные капитаны» он заметил: «Не понимаю, почему автор решил написать роман о ловле трески. Но, возможно, мне не дано это понять, поскольку я никогда не ем треску — это слишком вульгарная рыба!»

Поступив после школы в Оксфорд, Уайльд продолжил вести весьма богемный образ жизни. Свое время он посвящал чтению книг и бесконечным компаниям, а вовсе не учебе. В Оксфорде за ним закрепилась репутация везунчика — человека, который не трудится в поте лица и при этом получает все, что хочет. На светских мероприятиях Уайльд экспериментировал с нарядами, оттачивал умение быть в центре внимания и избавлялся от ирландского произношения.

В возрасте 23 лет Уайльд перебирается в Лондон. В своих нарядах, делающих его похожим на попугая, он быстро становится звездой салонов и заметной персоной в английской столице. Он бесконечно перемещается по вечеринкам, и в то же время основательно берется за литературную деятельность. Дальше все происходит очень быстро — через три года после появления в Лондоне денди-эстет Уайльд издает первую книгу, сборник стихов, и переходит в стан модных и уважаемых литераторов.

картинка Arlett

С этого момента на ближайшие тринадцать лет Уайльд становится медийной персоной: о нем говорят и пишут, им восхищаются. Оскар начинает покорение мира, совершает турне по Америке, где читает лекции об искусстве. На одну из лекций полтораста студентов пришли к Уайльду в коротких бриджах, чулках и с подсолнухами в петлице — непременным атрибутом костюма писателя. Сам Уайльд издевательски комментирует — пусть мои последователи перестанут сходить с ума, а то я сильно утомился наблюдать за своими копиями.

На лекциях писатель выступает в специальном костюме, который сам разработал. Осознавая игровую зрелищность своих лекций, он снабдил театрального костюмера детальными распоряжениями: «Это должны быть красивые вещи: этакий облегающий бархатный камзол с большими украшенными цветочным узором рукавами и круглым гофрированным бархатным воротничком, выглядывающим из-под стоячего ворота».

картинка Arlett

После триумфального визита в Америку Уйальд возвращается в Европу, но не домой, а в Париж. Франция оказывается идеальным местом для богемных амбиций писателя. Главные парижские звезды становятся его друзьями, а столица Франции — второй или третьей, если считать Дублин, — родиной. В Дублин он вернется сразу после Парижа, будучи в очень затрудненном финансовом положении. Статус знаменитости не особенно помогал приобретению доходов, вернее, статус денди требовал больше денег, чем Оскар мог себе позволить.

Однако в Дублине Уайльда знакомят с 25-летней девушкой по имени Констанс Ллойд, дочерью известного и состоятельного адвоката, чуть ли не с детства влюбленной в писателя. Новоиспеченный муж перевозит жену в Лондон, там они покупают большой — в четыре этажа — дом и начинают семейную жизнь. Однако после рождения двух детей в семейной жизни Уайльда начинаются проблемы: вечера, которые он устраивает у себя, непременно заканчиваются конфузом, как только Констанс, стараясь поддержать беседу, пытается вступить в дискуссию с гостями. «Вы мне надоели и не волнуете меня больше», — говорит он ей.

картинка Arlett
Оскар Уайльд в кругу семьи

Душевное равновесие возвращается, как только Уайльд начинает заводить романы с молодыми людьми. Так было и до, и после женитьбы. В итоге Уайльд влюбляется в юношу по имени Альфи Дуглас, забывает про семью и с головой отдается новому увлечению. В 1895 году Оскар окажется за решеткой на полтора года, и это полностью переворачивает его жизнь. Друзья и свет стыдливо отворачиваются от него, он начинает пить, жена умирает, дети не желают общаться. Худой, нищий и совершенно одинокий, выйдя из тюрьмы, Уайльд отправляется во Францию, где быстро превратится в клошара, скитающегося по отелям. Так продолжится две недели, пока, вернувшись к себе в убогий номер после посещения знаменитой Парижской выставки (где он запишет свой голос на граммофон), Уайльд заметит опухоль под ухом, которая и закончит жизнь великого эстета.

картинка Arlett
Оскар Уайльд и Альфи Дуглас

Уайльд заплатил дорогую цену за завершенность своей жизненной легенды — решив идти до конца, он не уехал из Англии, когда приговор был уже почти очевиден, а все друзья советовали ему эмигрировать. Годы в заключении, полностью подорвавшие его здоровье и лишившие его последних иллюзий относительно Альфреда Дугласа, стали заключительным этапом в его жизни.

В своем самом трагическом произведении «De profundis», написанном в тюрьме, Уайльд расставляет все точки над «i» и в своей любовной истории, и в дендистском прошлом: «Я поддался очарованию бессмысленной и чувственной легкости. Я развлекался тем, что изображал из себя фланера, денди, модника. Я окружил себя мелкими и низкими людьми. Растрачивать свой гений и пускать на ветер вечную юность доставляло мне странное наслаждение. Устав от пребывания на вершинах, я намеренно спустился в самые бездны в поисках новых ощущений. Перверсии в сфере страсти стали для меня тем же, что и парадокс в сфере мысли».

В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

87 понравилось 13 добавить в избранное

Комментарии 18

Одевать ребенка в девочку всё детство, неудивительно, что у него проявились такие наклонности...

13 ответов

До чего же я не переношу фильм. Вроде и Фрай неплохо сыграл, и Лоу в роли Бози - это просто умереть от желания прямо на мониторе. Но до чего же паршивые сценарий и режиссура. Даже начало с ковбоями - это явно тупое следование пособиям, где утверждалось, что американцы смотрят фильмы только про американцев (далеки голливудские составители пособий от сводок финансовой окупаемости фильмов). И сам Оскар - одно сплошное извергание штампованных афоризмов к месту и не к месту, причём не к месту - гораздо чаще.
Хотя есть один восхитительный эпизодик, который при должном старании можно воспринять как шикарную издёвку над сценарием. В борделе Оскар: "Видимо, вы собирали по южным странам эти экзотические цветы". Обалдевший хозяин борделя (пытается понять, что несёт клиент): "Да нет, мальчики английские". Бози: "Не обращайте внимание, он всю дорогу несёт какую-то чушь!"

Уайльду повезло. что он сидел в одиночке. После такого процесса и в общую камеру -вот было бы весело.)))))))))))

Очень люблю и увлекаюсь биографией и творчеством Оскара, поэтому просто не могу не отметить в этой статье несколько "исторических" ошибок и неточностей. Для начала, я никогда не видела информации о том, чтобы Констанс была "чуть ли не с детства влюблена в писателя", и уж тем более не могу и предположить того, чтобы Оскар, всегда относившийся к своей жене с большим уважением и теплом, сказал бы ей: "Вы мне надоели и не волнуете меня больше". Свои увлечения и наклонности он всеми силами старался скрыть от жены, и для неё обвинения, в последствии брошенные в его адрес, были неожиданностью и полнейшим потрясением. Кроме того, никаких отношений с молодыми людьми до женитьбы у Оскара не было.

Наконец, следующая выдержка из статьи, - полнейшая выдумка от начала и до конца. Увлекаясь утрированием ситуации и созданием поистине трагического образа, автор статьи явно забывает о том, что это всё же биография и в настоящей жизни писателя всё было несколько по-другому:

Друзья и свет стыдливо отворачиваются от него, он начинает пить, жена умирает, дети не желают общаться. Худой, нищий и совершенно одинокий, выйдя из тюрьмы, Уайльд отправляется во Францию, где быстро превратится в клошара, скитающегося по отелям. Так продолжится две недели, пока, вернувшись к себе в убогий номер после посещения знаменитой Парижской выставки (где он запишет свой голос на граммофон), Уайльд заметит опухоль под ухом, которая и закончит жизнь великого эстета.


Во время заключения от Оскара действительно отвернулись многие, но у него всё же оставалось несколько верных друзей, которые посещали его в тюрьме, приносили ему книги и всячески хлопотали о том, чтобы облегчить пребывание Оскара в тюрьме и хотя бы немного организовать его дальнейшую жизнь на свободе. Сразу же после выходы из тюрьмы, Оскар действительно переехал во Францию, но его сопровождали верные друзья (Роберт Росс и Реджинальд Тёрнер), которые ни в коем случае не дали бы ему превратиться в "клошара" и заботились о том, чтобы жизнь Оскара была достойной. После выхода из тюрьмы Оскар прожил вовсе не две недели, а три года, в течении которых он переезжал то в один, то в другой французский город, и даже предпринял путешествие в Италию. Таинственная "запись на грамоффоне" скорее является одной из многочисленных легенд, окружающих личность Оскара, чем реальностью, так как до сих пор не доказано существование подобной аудиозаписи.

Многое в этой статье не точно и просто преувеличено, видимо, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Это очень печально, особенно для тех, кто действительно знаком с биографией Оскара и глубоко ей интересуется. Всё же перед тем как писать подобную статью, явно претендующую на документальность, автору следовало бы серьёзнее отнестись к материалу и глубже изучить эту тему.

1 ответ

Читайте также