Вручение 29 ноября 2021 г. — стр. 2

ЖЮРИ:
Кирилл Мартынов, философ, публицист - Председатель жюри
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы, переводчик
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Павел Пепперштейн, писатель, художник
Андрей Плахов, кинокритик, киновед
Евгений Резниченко, директор Института перевода
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик, главный редактор журнала «Социологическое обозрение»

НОМИНАНТЫ:
Петр Епифанов - за перевод двухтомника Симоны Вейль «Тетради»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»
Ольга Бартошевич-Жагель - за пост на Facebook «О душе, теле и верлибре»
Сергей Ермаков - за перевод с итальянского и послесловие книги Джорджо Агамбена «STASIS. Гражданская война как политическая парадигма»
О.Б. Леонтьева (перевод), М.Ю. Смирнов (науч. ред.) - за перевод книги В. Смолкин «Свято место пусто не бывает: история советского атеизма»
Вячеслав Середа - за перевод с венгерского книги Ласло Краснахоркаи «Меланхолия сопротивления»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»

Страна: Россия Дата проведения: 29 ноября 2021 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Александр Пумпянский 0.0
Эта книга – истории современности. Про что они? Про рейдеров и олигархов. Про политику и спецоперации. Про тандемы и гибриды. И даже про водку и лодку. Они про наш отечественный капитализм не по Форбсу и наш отечественный социализм не по Марксу. Про корону и вирус российской империи. Книга документальная. Автор был главным редактором московского журнала «Новое время» 15 бурных, возможно самых интересных и, безусловно, решающих лет в новейшей истории России – от Горбачева до Путина. Все это время журнал был в самой гуще событий. Что определяет по-своему уникальную позицию автора – он одновременно участник и наблюдатель со стороны всего того, о чем пишет.
Мария Рахманинова 4.8
В книге исследуется проблема власти и последовательно устанавливается универсальная процедура, лежащая в её основе и позволяющая её замечать в самых разных контекстах. В качестве теоретической рамки здесь используется проблема тела, исторически сопровождавшая все дискурсы о власти, осмыслявшие её из критической перспективы.
Это междисциплинарное исследование проведено на обширном историческом, эстетическом и теоретическом материале, в том числе с привлечением источников, ранее неизвестных в русскоязычном пространстве, либо никогда не рассматривавшихся с предложенных позиций.
События социально-политической истории и её художественная рефлексия в кино, прозе и поэзии, средневековая теология и протестные движения, религиозное сектантство и гендерная теория, контркультура и деколониальная перспектива, бытийный статус животных и траектория научно-технического прогресса — всё это составляет горизонт, в котором выстраивается философская концепция книги «Власть и тело».
Галина Рымбу 4.3
В сборник «Ты — будущее» вошли тексты 2016–2020 годов. Рымбу с левых и феминистских позиций рассматривает свой личный, гражданский, творческий и профессиональный опыт — женщины и матери, русскоязычной эмигрантки и политической активистки, редакторки, авторки и критикессы.

В книге представлены документальная поэма о забастовке и расстреле рабочих в Новочеркасске, антимилитаристская поэма «Роза», автобиографические циклы о детстве поэтессы в Усть-Ишиме и Омске и другие стихи. Кроме того, в сборнике опубликованы тексты «Моя вагина» и «Великая русская литература», вызвавшие активную полемику не только в литературном сообществе, но и за его пределами.
А. В. Смирнов 0.0
В центре внимания — вопрос о логике смыслополагания, объясняющей глубинный механизм сознания и разворачивающейся в системах культуры. Предложено понимание деятельности сознания как эпистемной цепочки — условной линии наращивания сложности когнитивных актов, скрепленной исходной интуицией субъект-предикатного склеивания и имеющей по меньшей мере три значимых уровня: чувственное восприятие, обыденная речь и теоретическое мышление, включая формальное доказательство. Объяснено различие исходных интуиций для субстанциальной логики смыслополагания, развернутой в опыте европейской культуры, и процессуальной, развернутой в опыте арабо-мусульманской культуры. Поставлен вопрос о логике русской культуры. Показано, что сам по себе факт различия логик смыслополагания означает неустранимую исходную множественность разума и исключает оправданность принятия какой-либо культуры, разворачивающей только одну из возможных логик, в качестве общечеловеческой. Альтернативой выступает идея всечеловеческого. Прослежено возникновение и развитие учения о всечеловеческом в русской мысли. Системно рассмотрены концепции классического евразийства.
Сергей Смирнов 0.0
Книга представляет собой нечто вроде дневника записей-наблюдений с комментариями, бортового журнала, в котором автор пытался отследить извилистую линию авторской мысли философа – Мераба Константиновича Мамардашвили. Материалом для его мысли послужил роман М. Пруста «В поисках утраченного времени». Автор попытался проделать нечто вроде мысленного эксперимента: не вдаваясь в подробности личной жизни философа и не пересказывая концепт его авторской философии, проследить точно, с начала до конца, весь курс его лекций «Психологическая топология пути». Автор полагает, что такое отслеживание треков-следов авторской мысли и составляет собственно единственный вариант понимания автобиографического письма-речи, в котором зафиксирован авторский голос, опыт испытаний и преображений того, кто эти следы оставил.
Книга для тех, кого интересует современный философский автобиографический дискурс в его неклассическом изводе.
Андрей Александрович Тесля 3.6
Серия очерков и заметок, представленная в этой книге, раскрывает некоторые из ключевых сюжетов русской интеллектуальной истории того времени, связанных с вопросом о месте и назначении России, то есть о ее возможном будущем, мыслимом через прошлое.
В первой книге серии основное внимание уделяется таким фигурам, как Петр Чаадаев, Николай Полевой, Иван Аксаков, Юрий Самарин, Константин Победоносцев, Афанасий Щапов и Дмитрий Шипов. Люди разных философских и политических взглядов, разного происхождения и статуса, разной судьбы - все они прямо или заочно были и остаются участниками продолжающегося русского разговора.
Автор сборника - ведущий специалист по русской общественной мысли ХIX века, старший научный сотрудник Academia Kantiana Института гуманитарных наук БФУ им. Канта (Калининград), кандидат философских наук Андрей Александрович Тесля.
Оксана Тимофеева 4.5
В книге Оксана Тимофеева предлагает понимание родины, отличное от образов, тиражируемых консервативными мыслителями-националистами, и несводимое к географическим названиям, которые можно найти на картах государств. Обращаясь к работам Аристотеля, Брехта, Делеза и Гваттари и возвращаясь в воспоминаниях и путешествиях к местам, где прошло ее детство, автор ищет и снова находит свой дом. Именно там, в поселках Сибири, Чуйской долины и Крайнего Севера, в личном опыте переживания общественных катаклизмов 1990-х годов, между растительным и животным бытием, и рождается философское письмо Оксаны — ее песня о любви к родине, дающая отпор реакционной ностальгии по истоку и невозвратному прошлому.

«Весной 2016 года я посетила места своего детства, в которых не была более тридцати лет. Это было чистое счастье. «Ты должна об этом написать», — сказала мне подруга. Я согласилась, но писать на самом деле не собиралась, так как не думала, что кому-то могут быть интересны настолько личные истории. Все сложилось неожиданно и само собой. Со мной связались коллеги из ближневосточного издательства Kayfa ta и предложили написать совсем небольшую книжку для публикации на английском и арабском языках. Тема могла быть любой, но главное — название должно было начинаться со слова «как»: как что-то делать. Короче, это должно было быть что-то вроде учебного пособия или инструкции. Однажды утром ко мне пришло название: «Как родину любить». Я вдруг поняла, что это задание — редкий шанс выполнить обещание, и другого, возможно, не будет: это должен быть учебник по любви. Как любить родину и не быть при этом ура-патриотом или националистом? Я попыталась ответить на этот вопрос, определяя любовь через места силы, связывающие меня с землей. В первых трех главах представлен опыт автогеографии: я пишу о местах своего детства и делюсь воспоминаниями. У меня плохая память: последовательность событий может быть перепутана, но я решила оставить ее в том виде, в каком она записалась на моих внутренних носителях. В последней главе содержатся некоторые философские рассуждения в форме, надеюсь, доступной для широкого читателя (слово «широкий» напоминает про степь). Это оригинальная русскоязычная версия текста; переводы на английский и арабский публикуются в Каире (Kayfa ta, 2020)».
Леонид Тишков 4.0
Лучше всего мы помним место, где родились, и сказочных существ, созданных нашей фантазией. Леонтий, главный герой романа, способен увидеть и почувствовать то, что не под силу другим жителям поселка. Для него Нижние Серги — не просто населенный пункт на окраине России, а загадочная вселенная, богатая поразительными открытиями и удивительными возможностями. Переплетая текст с рисунками и инсталляциями, Л. Тишков творит фантазийную реальность, в которой неприглядная повседневность послевоенного Урала преображается благодаря парадоксальной авторской мифологии, где человек и окружающая его обыденность связаны с большим миром крепкой невидимой связью. Леонид Тишков (р. 1953) — художник, автор многочисленных персональных выставок в галереях и музеях России и за рубежом, писатель, автор серии книг о вымышленных существах «Даблоиды», «Водолазы», детской книги «Мальчик и луна».
Дмитрий Узланер 3.4
Постсекулярность - это не только новая социальная реальность, характеризующаяся возвращением религии в самых причудливых и порой невероятных формах, это еще и кризис общепринятых моделей репрезентации религиозных / секулярных явлений. Постсекулярный поворот - это поворот к осмыслению этих новых форм, это движение в сторону нового языка, новой оптики, способной ухватить возникающую на наших глазах картину, являющуюся как постсекулярной, так и пострелигиозной, если смотреть на нее с точки зрения привычных представлений о религии и секулярном. Тексты, собранные в данной книге, - это результат более чем десятилетней рефлексии, попытки осмысления постсекулярности с каждой из обозначенных выше сторон: и как новой социальной реальности, и как новой модели репрезентации, нового языка, призванного эту реальность осмыслить и описать.
Александр Филькин 4.0
Настоящее издание представляет собой историко-документальное повествование о жизни, службе и семье русского морского офицера Дмитрия Филипповича Михайлова (1881-1938), выходца из простой семьи в маленьком уездном городе Онега Архангельской губернии, оказавшегося волею судеб на Дальнем Востоке. Как многие наши соотечественники, прошедшие через драматический излом русской истории первой трети XX века, Д.Ф. Михайлов стал непосредственным участником и свидетелем многих важных переломных событий, повлиявших на последующий ход жизни страны — от Русско-японской войны (1904-1905 гг.) до сталинских репрессий в 1930-е годы. Всю жизнь рядом с ним была его верная жена и потомственная дворянка Юлия Владимировна Михновская.

В книге собраны представляющие интерес сведения и воспоминания о Цусимском сражении, пребывании русских моряков в японском плену, Русской духовной миссии в Японии, информация о кораблях Российского императорского флота и Морских сил Дальнего Востока.

Поводом к написанию этой книги послужило найденное Евангелие, на котором рукой Д.Ф. Михайлова были оставлены две надписи.
Г.И. Чернавин 3.5
На примере комментариев "платных троллей", а также на художественном и психопатологическом материале Георгий Чернавин разбирается в том скрытом аспекте нашей реальности, который очень часто остается для нас неосознанным.
Тонко чувствуя “дух времени”, он описывает современный мир, мнение о котором мы теперь привыкли формировать по комментариям в интернете от людей, которых никогда не видели и многие из которых не существуют в действительности.
Исследование сопровождается полевым материалом (интервью с выпускниками философских факультетов — "платными комментаторами") и дискуссией с современными русскоязычными философами
Евгений Шилов 0.0
Учение о природе души Фомы Аквинского опирается на две античные "парадигмы": учение Платона, воспринятое впоследствии неоплатонизмом и ранним христианством (особенно здесь следует выделить бл. Августина) и учение Аристотеля (душа как форма и энтелехия тела), продолженное впоследствии Ибн Синой. В эпоху Средневековья прослеживается несколько попыток совместить эти две "парадигмы" (Альберт Великий, Бонавентура), которые по разным причинам оказались неудачными. Фома Аквинский, учитывая наработки своих предшественников, смог осуществить синтез, совместив и гармонично соединив две "парадигмы" в единое непротиворечивое и органическое учение.

Данная монография создана на основе защищенной в 2019 году в РАНХиГС кандидатской диссертации. Книга снабжена рядом приложений с переводами Фомы Аквинского.
Александр Эткинд 4.2
Это книга фактов и парадоксов, но в ней есть мораль. Текст соединяет культурную историю природных ресурсов с глобальной историей, увиденной в российской перспективе. Всемирная история начиналась в пустынях, но эта книга больше говорит о болотах. История требует действующих лиц, но здесь говорят и действуют торф и конопля, сахар и железо, мех и нефть. Неравномерность доступных ресурсов была двигателем торговли, и она же вела к накоплению богатств, росту неравенства и умножению зла. У разных видов сырья — разные политические свойства, и они порождали разные социальные институты. Поэтому сырьевые зависимости редко сменяли друг друга без войн и революций. Ни один из этих кризисов не пропал впустую, они вели к драматическим изменениям в отношениях между трудом, сырьем и государством. На пороге климатической катастрофы в борьбу людей за различение добра и зла включилась сама природа. Наш мир — итог ее временного единения с человеком. И раз уж изменить его не удалось, надо понять, как он устроен.
Николай Эппле 4.5
Память о преступлениях, в которых виноваты не внешние силы, а твое собственное государство, вовсе не случайно принято именовать «трудным прошлым». Признавать собственную ответственность, не перекладывая ее на внешних или внутренних врагов, время и обстоятельства, — невероятно трудно и психологически, и политически, и юридически. Только на первый взгляд кажется, что примеров такого добровольного переосмысления много, а Россия — единственная в своем роде страна, которая никак не может справиться со своим прошлым. В действительности, утверждает исследователь мемориальной культуры Н. Эппле, когда речь идет о непосредственных преемниках преступников и о живой политической реаль­ности, подобного рода прецедентов до сих пор не существует. Даже хрес­томатийно образцовый пример Германии, по его мнению, нельзя считать безусловным успехом. Книга посвящена сравнению отечественной проработки прошлого с опытом других стран — Германии, Испании, Аргентины, Польши, ЮАР, Японии — в целях наметить общие принципы такой работы для успешного изживания коллективной травмы и достижения гражданского мира в России.
Киор Янев 3.0
Роман-фантасмагория Киора Янева — это алхимический опыт, поставленный над российской историей, древней и новейшей, азиатской и европейской, развернутой в зловещий миф и свернутой в дикий быт, вымышленной и умышленной... Главный элемент этого опыта — русский язык, принимающий по ходу повествования все мыслимые и немыслимые формы и становящийся в конце концов чем-то вроде праведной саламандры, горящей и не сгорающей в лютом огне двадцатого века.
Михаил Ямпольский 4.2
Книга Михаила Ямпольского — запись курса лекций, прочитанного в Нью-Йоркском университете, а затем в несколько сокращенном виде повторенного в Москве в "Манеже". Курс предлагает широкий взгляд на проблему изображения в природе и культуре, понимаемого как фундаментальный антропологический феномен. Исследуется роль зрения в эволюции жизни, а затем в становлении человеческой культуры. Рассматривается возникновение изобразительного пространства, дифференциация фона и фигуры, смысл линии (в том числе в лабиринтных изображениях), ставится вопрос о возникновении формы как стабилизирующей значение тотальности. Особое внимание уделено физиологии зрения в связи со становлением изобразительного искусства, дифференциацией жанров западной живописи (пейзажа, натюрморта, портрета). Книга имеет мало аналогов по масштабу охвата материала и предназначена не только студентам и аспирантам, но и всем интересующимся антропологией зрения.
3.6
Значительная часть погибших в годы Великой Отечественной войны солдат как будто бы умерли дважды: они не были погребены и остались лежать там, где их убили. Советское государство до 1980-х годов не признавало факта существования этих мертвых душ, и перезахоронением павших занимались обычные граждане — несмотря на то, что их деятельность была запрещенной. Только те, кого сегодня принято называть поисковиками, понимали, что забытые всеми солдаты нуждаются в заботе и памяти со стороны живых: так они смогут вернуться в наш мир героями, а не бесплотными призраками. Мертвые не хоронят мертвецов. Эту работу пришлось взять на себя вполне конкретным людям, и их память не менее важна, чем память ветеранов и других свидетелей войны. Настоящее издание представляет собой единственный в своем роде сборник устных воспоминаний тех, кто посвятил всю свою жизнь поиску и перезахоронению советских солдат.
1 2