Ганна Чернушка

Ганна Чарнушка
Раса: Человек Национальность: Белоруска Место жительства: Д. Курани, Гомельская область, Беларусь
Кураторы С этим персонажем можно встретить
О персонаже

Ганна Чернушка - главная героиня трилогии белорусского писателя Ивана Мележа "Полесская хроника" («Палеская хроніка»).

В ее образе много поэзии и красоты. Женщины смотрели на нее и дивились тому, как быстро повзрослела девочка - словно вчера она была подростком, а теперь... Писатель сравнивает ее с рабыней - это одна из самых лирических частей романа. Анна — крестьянская девушка — «чернобровая, высокая, здоровая, сильная, веселая; она была прекрасна той красотой, которая особенно почитается в народе».

И морально, и духовно она очень красива.

Писатель рисует портрет этой героини яркими красками: темные, как зрелые вишни, глаза, шелковисто-черные брови, длинные смолянистые косы, гибкий стан. Характер девушки также определяется цельностью и последовательностью: у нее свои моральные принципы, свои представления о человеческом достоинстве и смысле жизни, независимые от оговоров других.

На страницах романа Ганна предстает перед нами уже взрослой девушкой, но мы с легкостью представляем ее детство: бедность, тяжелый труд на поле, в доме. Обычная жизнь крестьянской девушки. Однако автор не скрывает личной симпатии к Ганне, олицетворяющей, по признанию Ивана Мележа, его "представление о счастье, о любви, о самопожертвовании, о верности... понимание человеческой гордости, особенно в моменты наивысшего испытания...».

Ганна - красивая, удалая в работе девушка, которая рано осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Есть в Ганне черта, которая отличает ее от остальных сельских девушек: «ледзь не кожным учынкам Ганна паказвала, што ў яе на ўсë свое сталыя меркаванні, свой цвëрды погляд». Это замечают односельчане, и многим эта особенность Ганны «не даспадобы», ведь девушке следует быть скромной, во всем подчиняться воле старших.

Крестьянская общность обладает рядом негласных правил поведения для незамужних девушек, которые автор раскрывает через судьбы героинь. Обязательным условием для девушки является сохранение девичьей чести. Так, выйдя проводить Василя, которого забирают в тюрьму в Юравичи, Ганна понимает, что тем самым она нарушает вековые законы: «Ëй, чужой дзяўчыне, нядобра было не тое што ісці за хлопцам, але і глядзець доўга ўслед яму, у Куранях лічылася гэта за вялікі грэх для дзяўчыны». В селе равно карается как нарушение законов, так и неуважение к ним.

Слух о том, что Евхим изнасиловал ее, Ганна поначалу воспринимает с обидой и решает не зависеть от дурных слухов. Обиду ей наносит не столько сплетня, сколько недоверие Василя, который поверил слухам. Это одна из причин, по которой Ганна решает ответить согласием на сватовство Евхима. Другая причина – покорность воле родителей, соблюдаемая испокон веков. Главное для невесты – доброе приданое, а любовь – «то ўцеха не бядняцкая і не жаночая! Кветка дзявочая, пустая, – любоў! Не да кветак, каму хлеба трэба!..».
Кульминацией противостояния Ганны и Евхима является их собственная свадьба. Ссора разгорается, когда Ганна отказывается выпить вместе с председателем сельсовета Дубоделом по приказу Евхима: «За сталом усе прыціхлі. Якія ні былі п’яныя, пачулі – наскочыла каса на камень. Яшчэ не згулялі вяселля, а ужо счапіліся, так счапіліся, што, відаць, і адзін не саступіць, і другая не паддасца». И все же Ганна выходит победительницей из этой ссоры, не поддавшись приказу мужа. Эта сцена программирует отношения Ганны с Евхимом в последующих романах трилогии...

Обновлено: 5 декабря 2022 г., 17:46