20 мая 2017 г., 00:00

93

Крысы в стенах

1 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Алексей Искров
Рецензия на книгу Жертвоприношение
Оценка: r40-green.png


Мастертон известный автор, работающий в жанре хоррора, вот только с русскими изданиями у него не сложилось: несколько романов выходило в 90-х, этим дело и ограничилось. И вот в 2017 году русский читатель может познакомиться с «Жертвоприношением» Мастертона, пусть и спустя 25 лет с момента выхода романа на английском.

Дэвид Уильямс вместе с семилетним сыном Дэнни приезжают в особняк Фортифут-хаус, возвышающийся на маленьком островке в Англии. Главный герой должен привести полуразвалившийся дом в порядок, чтобы владельцы могли его продать. Дэвид пережил тяжелый разрыв с женой, потерю работы и надеется, что чистый воздух и монотонный труд приведут мозги в порядок, да и сыну морской воздух не повредит. Но, конечно, все летит в тартарары. В первую же ночь Дэвид слышит громкие шорохи с чердака, видит странную тень. Дальше хуже: на кладбище у особняка десятки могил детей, через окна часовни открывается вид в прошлое, а жители городка испытывают перед Фортифут-хаусом сверхъестественный ужас и рассказывают истории о крысоподобной твари Бурый Дженкин, которая умеет путешествовать во времени.

«Жертвоприношение» является своеобразным продолжением рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Сны в ведьмином доме». В роман перекочевал не только Дженкин, но и мифология Лавкрафта, впрочем, Мастертон обращается с ней очень вольно. Кроме того, нет и медитативности, вязкости стиля, свойственной классику. Слог Мастертона динамичен, «Жертвоприношение» полно событиями, которые сменяют друг друга с космической скоростью, поэтому книга читается очень легко и быстро, что идет ей в плюс. Вот только подобный темп вредит атмосфере: если сперва роман настраивает на нужный лад, знакомя читателей с маленьким островком, застрявшим во времени, то дальше не оставляет времени даже на малейшую передышку.

Не идет на пользу атмосфере и поведение героев. При чтении романа создается стойкое ощущение, что все герои книги лишены малейшего чувства самосохранения. Что говорить, Дэвид не уезжает из проклятого особняка, даже убедившись, что злые силы реальны и способны причинять вред. Это самый крупный мотивационный сбой, но далеко не единственный. На подобное можно было закрыть глаза, если бы вокруг самоубийственного поведения персонажей не строилась львиная доля местных событий. А события не сказать, чтобы веселые. Книга кровавая, жестокая, автор не жалеет даже детей. Некоторые сцены впечатляют и заставляют поежиться. Вот только никому из героев сопереживать не хочется, несмотря на все кошмары, которые им предстоит вынести. Почти все персонажи не только обладают стремлением к особо болезненным способам самоубийства, но и откровенно плоские. Бурый Дженкин не стал исключением. Являясь главной пугалкой первой половины романа, он сначала способен вызвать чувство страха, но когда герою удается познакомиться с ним поближе, выясняется, что крыс изъясняется исключительно руганью на смеси разных языков и это вызывает улыбку, а не страх. Да, у Лавкрафта упоминалось, что Дженкин знает все существующие языки, но Мастертон понял и использовал это слишком буквально.

«Жертвоприношение» несколько уступает предыдущим романам, вышедшим в серии «Мастера ужасов», но, тем не менее, не совсем плох. Книга напоминает кровавый аттракцион, немного глуповатый, но быстрый и зрелищный. Главное — поменьше задумываться, не ждать слишком многого, а нестись по рельсам сюжета вперед и тогда от романа можно получать удовольствие, книга написана хорошо, событий много, откладывать ее в сторону не хочется. Вот только по итогам рискует остаться легкое чувство разочарования, ведь от завязки можно было ожидать много большего.

Источник: DARKER
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

1 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!