16 декабря 2018 г., 14:28

2K

Без шансов

8 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Софья Вечтомова
Рецензия на книгу Вечная жизнь
Оценка: r40-green.png
*

Интересно, хоть одному писателю на свете оказали ли писательские курсы хоть какую-нибудь помощь? Думаю, разве что психологическую. А вот из Бегбедера точно получился бы выдающийся преподаватель писмастерства. Его книги – готовые учебные пособия!

Итак, что же нужно сделать, чтобы книгу обязательно читали?

Первое: взять стопроцентно актуальную тему. Лучше бессмертную. Ведь невозможно пройти мимо издания, которое сообщает: «Автор решительно снимает с себя всяческую ответственность за последствия, которые прочтение книги окажет на род человеческий (в целом) и продолжительность жизни читателя (в частности)». Вау, волшебство, алхимия, обещание вечной (или хотя бы очень долгой) жизни! Замечу в скобках, что тут важно действовать без обмана, иначе со следующей книгой такой подход может и не прокатить. Если обещал рецепт, то вынь да положь. И не так уж это трудно. Даже я могу поделиться без спойлеров. Вот, например: Дэвид Рокфеллер пересадил себе по очереди семь сердец взамен отработавшего и дожил до 101 года.

Второе: самая наибессмертнейшая тема должна быть отражена модно, стильно, молодежно. Книга Бегбедера – это фактически научпоп, несущий в массы самые продвинутые генетические идеи. (Опять не могу удержаться от скобок: суть этих идей, при всем их новаторстве, остается прежней, рокфеллеровской – и с финансовой, и с моральной, и даже отчасти с медицинской точки зрения. Все, молчу-молчу, ибо я как никогда близка к провалу, то есть к спойлеру).

Третье: просвещать читателя нужно аккуратно, без самодовольства и надменности. Отличный ход в этом смысле – привлечь в повествование персонажа-ребенка: «Можете объяснить моей дочери, что такое ДНК?». Впрочем, помимо этого Бегберер то и дело уточняет, что, мол, и сам не сразу понял, о чем ему рассказал очередной ученый-генетик, но все-таки поднапрягся и сумел изложить полученные знания простым языком. Из этого плавно вытекает…

Четвертое: автор должен быть приятным читателю парнем. Не обязательно своим в доску, но достаточно близким. Проще всего это сделать, мешая достоверные факты из личной жизни с выдумкой. Бегбедеру за пятьдесят – и герой его в том же возрасте. Оба они женаты вторым браком на красотках много моложе их самих. А еще – знают толк в злоупотреблениях. Да что там говорить, даже сердце у них одно на двоих! Снимок его УЗИ приведен в качестве иллюстрации к описанию результатов медицинского обследования главного героя. Вот какой Фредерик щедрый писатель – ничего из своего богатого внутреннего мира от читателя не утаил!

Пятое: необходимо использование индивидуальных средств художественной выразительности. Это нужно для того, чтобы текст был узнаваемым. Бегбедер вот какой: много игры слов; обильные философские рассуждения; частое упоминание известных личностей с подробными сносками; герой без личного имени (что придает особую интригу пункту 4: а вдруг автор все-таки действительно рассказывает о себе самом?!).

Шестое: кстати, об интригах – они обязательно должны быть! Что мы имеем в этом плане у Бегбедера: сюжет из вполне себе стабильного настоящего ближе к концу книги съезжает в альтернативную реальность (в полном соответствии со словами Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно пока еще неравномерно распределено»). И заканчивается альтернативным же финалом. Это вообще беспроигрышный ход: во-первых, можно угодить и оптимистам, и пессимистам. А во-вторых, прикрыть неизбежную банальность рассуждений о вечной жизни, которой заканчивается большинство бессмертных сюжетов. Ну, вы же помните, как это было в «Коде да Винчи»? На сотнях страниц персонажи, рискуя жизнью, разгадывая смертоносные загадки, ищут то – не знаю что, а находят… Неважно даже что: шикарные тиражи говорят о том, что читатели не были разочарованы. А Бегбедер еще и подстраховался на случай, если вдруг кто-то все же упрекнет его в любви к традиционным ценностям. Возможна ведь и другая концовка!

В общем, из французского писателя получился отличный педагог-методист. Никогда не поверю, что все вышеперечисленное вложено в текст бездумно, неосознанно, по наитию – недаром мсье знает толк в маркетинге. Делает ли это его роман лучше или, упаси боже, хуже? Пожалуй, нет смысла задаваться этим вопросом. Ведь у читателя нет шанса устоять перед этой книгой!

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Питерbook
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!