8 сентября 2020 г., 16:43

755

Что вы знаете о Египте?

17 понравилось 10 комментариев 0 добавить в избранное
картинка Schrodingers_flerken


Египет, официальное название — Арабская Республика Египет — государство, расположенное в Северной Африке и на Синайском полуострове Азии.

На северо-востоке граничит с Израилем и частично признанным государством Палестиной, на юге — с Суданом, на западе — с Ливией. На севере территория страны омывается водами Средиземного, на востоке — Красного морей, при этом оба моря соединены посредством искусственно сооружённого Суэцкого канала.

В Европу название страны Египет пришло из древнегреческого языка (др.-греч. Αἴγυπτος, а́йгюптос, в рейхлиновом, в то время наиболее распространённом прочтении — э́гиптос). В начале первого тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже дельты и долины Нила. Одно из его названий — «Хикупта» (егип. ḥwt-kȝ-ptḥ, дом ка Пта) — греки взяли за обозначение всей страны.

Народами Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья используется другое название Египта — Миср (араб. مِصر‎, ивр. ‏מִצְרַיִם‏‎, населённое место, город). Этимология этого слова, возможно, связана с населённостью Египта и большим количеством городов, расположенных близко друг от друга. На диалекте современных египетских арабов это название звучит как «Маср» (масри مَصر).

В Древнем Египте жители называли свою страну Та-Кемет (егип. km.t, чёрная земля), по цвету плодородной почвы низменной долины Нила, в противоположность «красной земле» (егип. dšṛt), то есть пустыне. В современном коптском языке это самоназвание сохранилось и произносится как «Кеме».

Другое древнее название Египта — Аэрия. Мицраим (ивр. ‏מִצְרַיִם‏‎, араб. مصر‎) — название Египта на иврите, с удваивающим суффиксом -аим, возможно означающими Верхний Египет и Нижний Египет.

картинка Schrodingers_flerken


Египет является самой населённой страной на Ближнем Востоке и второй по численности населения на африканском континенте. Население быстро росло в период с 1970 по 2010 годы в связи с достижениями в медицине и повышением производительности сельского хозяйства, так называемой зелёной революции. При вторжении Наполеона в 1798 году население Египта насчитывало всего 3 миллиона.

Население сосредоточено вдоль и в дельте реки Нил (в частности, Каире и Александрии), а также вблизи Суэцкого канала. Около 90 % населения придерживается ислама (в основном суннитского толка), большинство остальных христианства, в первую очередь коптской православной конфессии. Наряду с религиозной принадлежностью, египтяне могут быть разделены на тех, кто живёт в крупных городских центрах и феллахов, фермеров проживающих в сельской местности.

В Египте достаточно сильны позиции официально запрещённых радикальных исламских организаций. Многие идеологи ваххабизма и радикального ислама проходили обучение в Каирском университете. В течение последних 30 лет было довольно мирное время в религиозной жизни Египта. Однако, несмотря на это, время от времени вспыхивают конфликты между радикальными исламистами и коптами.

Египтяне на сегодняшний день являются самой большой этнической группой — 99,6 % от общей численности населения. Этнические меньшинства включают турок, греков, арабских бедуинов, живущих в восточной пустыне и на Синайском полуострове, берберов и нубийские общины, проживающие вдоль реки Нил. Есть такие племена, как беджа, дом и файюм, которые постепенно ассимилируются по мере роста урбанизации. По данным Международной организации по миграции, около 2,7 миллионов египтян живут за границей. Около 70 % египетских мигрантов живут в арабских странах (в Саудовской Аравии, в Ливии, в Иордании, в Кувейте), а остальные 30 % живут в основном в Европе и Северной Америке.

В Египте также находится неизвестное число беженцев и лиц, ищущих убежища.

картинка Schrodingers_flerken


Египет является одним из мест, наиболее интересных для учёных. Наука египтология занимается изучением культуры, языка и истории Древнего Египта. Основанием египтологии как науки считают публикацию Ж. Ф. Шампольона от 14 сентября 1822 года «Письма к господину Дасье», в которой точно и верно описывалась система древнеегипетского иероглифического письма. Сообщение об этом Шампольон сделал в Париже в Академии надписей 22 сентября 1822 года.

При Каирском египетском музее находится мемориал с бюстами 23 великих египтологов мира, среди них бюст В. С. Голенищева, известного русского египтолога, появившийся там в 2006 году.

картинка Schrodingers_flerken


История цивилизации в Египте насчитывает более 5 тысячелетий.

Египет богат своей архитектурой. Много мест в этой стране причислено к Мировому наследию ЮНЕСКО. Со времен древнего мира сохранились руины древнего города Мемфиса и его кладбища, расположенного к югу от Каира, рядом с ним пирамиды Гиза; город и захоронения в Фивах в Верхнем Египте, деревни Карнак и Луксор; и ряд других древнейших памятников Египта. Старый город Каир часто называют «Исламский Каир» — он переполнен мечетями, Исламскими учебными заведениями, банями и фонтанами. В Александрии и Каире можно увидеть большое количество особняков, гостиниц, выполненных в европейском стиле. Западное влияние также отразилось и на общественных зданиях — например, здание египетского Музея в Каире. В 2002 году на месте древней Александрийской библиотеки была открыта Библиотека Александрина.

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи создавали в гробницы. Также они играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и во внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно.

Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни.

Согласно строгому канону, мужчин изображали с цветом кожи темнее женского, руки сидящего человека покоились на коленях (женщина могла приобнять супруга в знак поддержки его при жизни), а образы богов определялись их мифологическими особенностями (Гор с головой сокола, Анубис — с головой шакала и пр.).

Распространёнными видами рельефных изображений были контррельеф и койланаглиф. Женщины практически всегда изображены идеализированно — молодыми и привлекательными, тогда как мужчины представлялись в молодом и пожилом возрасте, реалистично или идеализированно.

Кратковременный отход от принятого канона произошёл в Амарнский период (1351—1334 годы до н. э.), характеризующийся уклоном в реализм. К этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской Тутмоса.

Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов (а точнее говоря, несколько диалектов при особой роли каирского диалекта), официальным — так называемый «высокий» («литературный», «стандартный») арабский.

Египетский диалект играет на сегодняшний день весьма заметную роль в культуре арабского мира. Дело в том, что в Египте развита кинематография, египетские фильмы с удовольствием смотрят и арабы других стран. При этом диалоги в фильмах, а зачастую и авторское повествование, идет именно на египетском диалекте. Египетский диалект считается одним из диалектов, наиболее приближенных к литературному языку. Арабов Египта, как правило, понимают и арабы других стран. Тогда как арабов северной Африки, к примеру, совершенно не понимают жители Персидского залива (иногда это взаимно).

Добавим, что египетский диалект также не унитарен. Весьма отличается между собой речь жителей Верхнего и Нижнего Египта, а также диалекты горожан и сельских жителей. Как было упомянуто выше, в Каире также существует свой диалект, с господствующими позициями внутри культурной жизни страны.

картинка Schrodingers_flerken


Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне заботились, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни (например, Папирус Харриса 500).

В Египте появились и первые сказки (Обречённый принц, Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Правда и Кривда), причём притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II принца Сетны, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Египетская литература после вторжения арабов неотделимо связана с арабской литературой. В IX веке в Египте утверждается местная богословско-правовая школа шафиитов, с перерывами господствующая до сих пор. В том же веке пишет мистик, чудотворец и алхимик Зун-Нун аль-Мисри, чьи труды сохранились лишь в устной традиции. В начале X века патриарх Евтихий II составляет краткую всеобщую историю «Назм-ал-Джавахири» — вклад христианского Египта в арабскую науку. В эпоху Фатимидов (XI—XII века) здесь формировалась измаилитская культура, но её литературные памятники уничтожены последующей правоверной реакцией. Позднейшие крупные писатели Египта: Макризи (XIV век) («Книга путей к познанию правящих династий» и «Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках») и энциклопедист Ас-Суюти (XV век). В эпоху мамлюков преобладала литература по военному искусству и коневодству.

Две черты сказываются в литературе Египта сильнее, чем в других арабских странах: мистицизм и близость к устной словесности. Наиболее известные мистические писатели Египта — поэт-суфий Ибн аль-Фарид (XIII век) и философ Ша’рани (XVI век). Здесь особо пышное развитие получили дервишские монастыри и ордена. Близость к народному творчеству выражается рядом фактов: в XII веке полународная песня мувашшах впервые на Востоке (в Испании раньше) культивируется литераторами Египта; в XIII веке народная комедия теней проникает в литературу; в XV веке в устах сказочников получает окончательную обработку сказка «Тысяча и одна ночь». С XVII века появляются произведения на местном диалекте — сатирическая поэма Ширбини, песни Хиджази, мемуары Дамурдаши.

В XVIII веке Египет — очаг возрождения арабской культуры и литературы. В 1816 году открывается первая школа на европейский лад («Математическая»), в 1821 году начинается арабское книгопечатание. Затем развиваются журналистика и театр (значительный репертуар на диалекте).

До потрясений в арабском мире существовала поговорка: «Египет пишет, Ливан публикует, Ирак читает». История литературы современного Египта насчитывает целый ряд талантливых прозаиков, драматургов и поэтов. Особенно следует выделить Нагиба Махфуза (лауреат Нобелевской премии по литературе), Аля аль-Асуани (автор нашумевшего бестселлера «Дом Якобяна» 2003 года выпуска), Хасана Тауфика, Мухаммада Хусейна Гейкеля (Хайкала), Луи Авада и других.

картинка Schrodingers_flerken


Подборка "Египет", "Египетская литература"

Википедия

Что вы знаете о Египте? Бывали ли там? Читали о нём, смотрели фильмы, знакомы с музыкой? Есть ли какие-нибудь сувениры оттуда? Какие программы смотрели?

В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
17 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 10

Советую Телеграм-канал https://t.me/crypttales

Видео

44:55

46:40

41:41
свернуть

На вопросы же здесь можно отвечать?
Информации про Египет нахваталась из разных источников, начиная с истории и культурологии в школе. Не могу сказать, что много читала, в основном как раз про мифологию и давно. Но мне понравилась глава в книге Владимир Бацалев - Тайны городов-призраков про город, который построил фараон Эхнатон за свою жизнь, а после его смерти город был заброшен и забыт. Еще в этом году планирую небольшую книгу - Три сказки страны пирамид .
Была в Хургаде в 2012 году, оттуда ездила на экскурсию в Карнакский храм.
Привезла оттуда статуэтку крылатой богини Исиды в мою коллекцию ангелов)

EvA13K, Да, спасибо за ответ) Я тоже в основном сказки и мифологию читала

Schrodingers_flerken, Ещё смотрела Орёл и решка. Про Каир помню, хотя там и более ранние выпуски были, но уже забылись)

EvA13K, Я больше мультики и фильмы про Древний Египет смотрела.

Schrodingers_flerken, По фильмам только две Мумии вспомнились и Астерикс и Обеликс в Египте) И по мультфильмам "Принц Египта" и очередная серия про Трех богатырей. А какие у тебя были?

спасибо! как всегда статья очень увлекательна!

Читайте также