6 марта 2018 г., 18:32

4K

Соломон Волков «Большой театр. Культура и политика. Новая история»

«Написать политическую историю Большого театра было моей давней мечтой. Еще в 1964 году мне удалось опубликовать связанные с этой темой архивные документы о Собинове. Позднее, в годы моей работы в московском журнале «Советская музыка», я занимался исследованием общественной позиции Шаляпина. Но это было время так называемого застоя, когда неортодоксальные теории, мягко говоря, не приветствовались. А мне всегда хотелось написать именно такую, неортодоксальную историю взаимодействия искусства и политики на сцене Большого театра».

Соломон Волков

«Книга С. Волкова в высшей степени актуальна сегодня, когда общественные дискуссии вокруг художественной культуры, ее права на собственное осмысление национальной и мировой истории и дня сегодняшнего порой выламываются за пределы здравого смысла. Опыт Большого театра в его отношениях с политической реальностью может многому научить и от многого предостеречь».

Михаил Швыдкой

Почему Большой театр был поначалу «театральной Сибирью»? Кто на самом деле спас театр – Ленин, как считали до недавнего времени, или Сталин, который оказался заядлым театралом и прагматичным политиком? Как изменился Большой театр в постсоветское время? И почему Большой был и остается символом национальной культуры, а его имя не нуждается в переводе на другие языки мира?..

Большой театр и большая политика стали главными героями новой книги известного культуролога, журналиста, писателя Соломона Волкова. Автор шаг за шагом, изучая разные источники, исследует историю главного театра страны и представляет живую, неортодоксальную трактовку наиболее значимых ее событий.

Большой театр всегда был важнейшим инструментом в диалоге власти и общества. Соломон Волков рисует масштабную картину тектонических сдвигов в сознании людей в переломные периоды отечественной истории, драматические эпизоды в жизни театра, роль Большого в формировании государственной идеологии. Среди персонажей книги – прославленные деятели Большого театра: его художественные руководители, дирижеры, артисты, администраторы. На страницах книги можно найти яркие литературные портреты великих артистов – Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Сергея Лемешева, Галины Улановой, Ивана Козловского и многих других. Кроме документов, Соломон Волков опирается на свои беседы с выдающимися мастерами – Игорем Моисеевым, Кириллом Кондрашиным, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем, Геннадием Рождественским, Борисом Покровским и др.

Первым читателем книги стала одна из ее героинь – Майя Михайловна Плисецкая, легендарная прима-балерина Большого театра, которой Соломон Волков и посвятил свою работу.

Волков рассказывает о политиках, которые приняли самое непосредственное участие в жизни театра и его труппы в разные годы, среди них – Николай I, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и другие. Кто-то из них не пропускал ни одной премьеры, кто-то третировал руководство театра, кто-то запрещал те или иные постановки, но все хорошо понимали, что именно Большой театр был и будет воплощением государства, которым они временно управляют.

Политические бури и годы затишья отражались на художественном кредо и творческих поисках главного музыкального театра России. Руководству Большого во главе с Анатолием Иксановым (генеральный директор театра с 2000 по 2013 гг.) удалось в сложнейших условиях осуществить грандиозные работы – запуск Новой сцены, вспомогательного корпуса, новых мастерских и складских помещений, а главное, реконструкцию-реставрвацию Исторической сцены театра. К сожалению, ряд громких скандалов, возникших в атмосфере, доставшейся в наследство от вседозволенности «диких 90-х» заслонил этот успех. Обстановку удалось стабилизировать лишь постепенно. Этим занялся новый директор Большого Владимир Урин, опытный театральный менеджер. Его приметным достижением стала неоднозначная постановка балета «Нуреев», представленная в сложной культурной и политической ситуации. Новый масштабный оригинальный балет «Нуреев» стал хитом текущего репертуара театра. В столкновении искусства и политики в который раз победило искусство.

Книга Соломона Волкова, которая выходит в Год Балета, станет уникальным путеводителем по драматичной и увлекательной истории взаимодействия искусства и политики на примере театра, являющегося символом московской культуры и культуры всей нашей страны.

Книга подготовлена в сотрудничестве с Большим театром и включает 3 вкладки с уникальными фотографиями из его музея, а также других архивов.

Об авторе:

Соломон Волков — культуролог и музыковед, писатель. Автор двухтомника «История русской культуры в царствование Романовых. 1613-1917» и «История русской культуры ХХ века. От Льва Толстого до Александра Солженицына», книг «История культуры Санкт-Петербурга» и «Шостакович и Сталин. Художник и царь». Создатель собственного жанра — «Диалоги с…». Оформленные в книги и телепроекты разговоры с Иосифом Бродским, Дмитрием Шостаковичем, Джорджем Баланчиным, Владимиром Спиваковым, Евгением Евтушенко стали фактом русской культуры и вызвали жаркие споры.

Аннотация книги:

Большой театр — один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. А ведь так было не всегда. Долгие годы главным музыкальным театром империи считался Мариинский, а Москва была своего рода «театральной Сибирью». Ситуация круто переменилась к концу XIX века. Усилиями меценатов была создана цветущая культура, и на гребне этой волны взмыл и Большой. В нем блистали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Сергей Рахманинов. Первые послереволюционные годы стали самыми трудными в истории театра. Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть его. В роли спасителя выступил… Иосиф Сталин, оценив Большой как профессиональный политик.

Большой театр всегда был важнейшим инструментом в диалоге власти и общества. Книга культуролога и музыковеда Соломона Волкова — политическая история Большого от ХIХ века до наших дней. История взаимодействия Царя и Театра.

Цитата из книги:

Николай I был первым русским монархом, серьезно озаботившимся включением академической музыки в официальную пропаганду. В советскую эпоху его роль в создании первой классической русской оперы – «Жизнь за Царя» Глинки – всячески умалялось. Между тем, Николай I был ее крестным отцом, и с его – скорее, тяжелой, чем легкой – руки это великое творение стало музыкальной «визитной карточкой» династии Романовых. Примечательно, что в советское время именно эта опера, по указанию Сталина переименованная в «Ивана Сусанина», получила новую жизнь на сцене Большого театра. Сталин до конца своих дней упорно пытался выбить из композиторов советский эквивалент «Жизни за Царя», но ему это так и не удалось. В этом Сталин проиграл Николаю I, с которым, несомненно, совревновался.

Все здравомыслящие историки согласны в том, что Сталин был кровавым тираном, принесшим своей стране и народу неизмеримые страдания. Но музыку он – как Гитлер, как Муссолини – любил с детства. В Большом Сталин старался не пропускать ни одной важной премьеры, иногда появляясь даже на генеральных репетициях. В этом театре диктатор, что называется, расслаблялся – может быть, еще в большей степени, чем на спектаклях столь любимого им МХАТа. Но Сталин также оценивал Большой как профессиональный политик. Причем чаще в первую очередь как политик, а уж затем как меломан, поклонник красивого пения и красивых танцев.

Книга «Большой театр. Культура и политика. Новая история» поступит в продажу в конце марта.

В группу Книжные новинки Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

20 понравилось

Комментарии 1

хочу эту книгу!!!!

Читайте также

20 понравилось 1 комментарий 2 добавить в избранное 0 поделиться