Книги Дмитрия Балашова занимают особое место в моем сердце, для меня это прежде всего познание истории нашей страны, это особая атмосфера тех событий, о которых сохранились только летописи, сказания и некоторые исторические документы.
Автор довольно грамотно и по периодам описывает исторические события и очередная книга
охватывающем период с 1470 по 1478 и посвящённом присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой.
Фото взято в свободном доступе в сети Интернет.
Марфа фигура противоречивая в русской истории, и тем интереснее было читать созданный автор её художественны образ.… Развернуть
Признаюсь, что это книга едва не стала для меня долгостроем. Очень уж самобытный язык, что, разумеется, большущий плюс, но предлагает определенный настрой: вот так просто мимоходом ее и не прочитаешь. Однозначно серьезное литературное произведение, погружающее нас в красоту и самобытность русского языка, русской культуры, требующее серьезного настроя. Для легкого чтения не подходит, это не Вдовий плат Б. Акунина, это серьезная проза про Новгород, интриги и женское коварство и терпение.
Парадоксальная книга. Рассказывает об интересном моменте истории, рассказывает полно, атмосферно. И к сожалению очень скучно. Во всяком случае для меня. Знаете эту вечную проблему - сохранить язык века или подстроить его под современных читателей? Вот здесь автор постарался воссоздать именно тот язык, характерный для того времени. И это изрядно затрудняет чтение. Но создает нужный дух эпохи.
Но к сожалению с книгой мне не удалось сойтись и найти баланс.
Зато то, как скрупулезно автор по крупинкам создал из исторических личностей и фактов единую историю восхищает.
Я вернулся из фэнтезийного испанского антуража XV века в Московскую Русь того же XV века. Мне даже понятие «XV век» не пришлось менять. Итак, я вернулся в Московскую Русь XV века, во времена правления Русью Великого князя московского Ивана III.
«Марфа-посадница»— это второе литературное произведение Дмитрия Михайловича и рассказывает оно о непростом времени (а когда у нас простые-то времена были?) в жизни Великого Новгорода, а конкретно о последних годах (1470-1478) так называемой «новгородской вечевой республики».
Буквально с первой главы читатель оказывается в центре конфликта Марфы Борецкой и Соловецкого монастыря:
А у святой обители Соловецкой? Сколько раз по-первости они оба - двое с Германом, не чаяли дожить до весны! А лучше ли стало и потом, когда собралась братия? Многим ли одарила…Развернуть
Из школьного курса я истории я довольно смутно представляю себе историю русских земель, особенно Новгорода - ну, вроде как он был республикой, но в какой-то момент перестал, а еще там берестой для письма пользовались. На этом все.
Потому-то меня привлек и этот роман, посвященный последней странице истории независимого Господина Великого Новгорода. Кроме того (что весьма необычно, особенно для пятнадцатого века) деятельное участие в тех событиях принимала женщина, Марфа Борецкая. Ее именем и назван роман.
Не берусь судить о том, насколько канва событий романа соответствует реальным историческим данным. Скорее всего, соответствует, по крайней мере, в примечаниях сказано о сверке с данными исследований и источниками, да и поверхностное гугление вроде не выявляет явных расхождений.
Сюжет… Развернуть
Только вчера дочитала эту книгу и что могу сказать: в конце расплакалась, хотя плакать реально не люблю. Показалось, что герои должны жить, а не умирать по считалке:
"Раз два три четыре пять
Королеве умирать.
Раз два три четыре пять:
Мезон-Ружу смерть принять.
Раз два три четыре пять:
Головы всем отрубать."
Я здесь написала далеко не про всех, но смысл, думаю, ясен. Так вот, читать первую часть- интересно, а всё остальное - грусть печаль. Стихи Лорена мне, правда, понравились. Ну и его последняя речь чуточку разбавила весь этот мрак. Есть исторические факты, но Дюма, как всегда, "бежит впереди истории". Скажем, Верховное существо появилось в 1794 году, а не в 1793. Всё остальное как-то подзабыла и перечислять не буду, чтоб в это свято не уверовать. В приложении к изданию, думаю, есть "сборник… Развернуть
Любимый Шерлок Холмс. Умный, обаятельный. И рассказы о нем хочется читать снова и снова.
Я знала, что обязательно прочту 120 книг, как и задумывалось, но не была уверена, какая из них будет той самой, "окончательной". А ею неожиданно стала четвертая книга из серии "Государи московские". Пришлось ради нее отложить остальные, потому как книга далась тяжело.
Да, читать ее было сложно, и не только и не столько из-за слога автора - к нему я уже притерпелась и даже начала находить некую прелесть во всех этих "почто", "крест на мя возлагашь" и "ентот". И сюжет был довольно живенький, не нанизанный на одну линию - можно было и в княжий терем заглянуть, и по Новгородским улицам пройтись, и побывать на пиру у князя Великого Княжества Литовского, и даже в шатре правителя Золотой Орды. Это было интересно. Не говоря уже о легком налете мистики - ведьма Кумопа, Велесов дуб, ожившие… Развернуть
Так и просится ответочка: "Что "житие твое, пёс смердячий?"..
Книга от меня получила только четыре балла, хотя могла бы и троечку.
Во-первых, объем. Ну, тут все относительно, кому-то 360 страниц нормально. Но лично для меня чего-то не хватало. Чего-то, что могло бы уместиться на двадцати-тридцати отсутствующих страницах. Мелкие детали, описания...
Во-вторых, язык. Если автор пользуется вполне себе современным языком, то его герои говорят примерно так, как в заголовке. "Паки", "зело", ся делает" и так далее. Иногда это тормозило чтение - когда происходил довольно резкий переход с одного стиля на другой. К слову сказать, большинство устаревших слов, которые были помещены в словарик в конце, я понимала без перевода" Если только встречалась совсем уж экзотика, но там можно было догадаться по… Развернуть
Книгу оценила только на три балла, но отнюдь не потому, что она плохая.
Во-первых, читалась она с трудом - то ли виной всему было качество печати (тяжело адекватно воспринимать текст, где на странице практически отсутствуют, не пропечатавшись, знаки препинания). То ли я словила обычный такой "перечитоз" - когда слишком много читаешь, охота уже отдохнуть от книг и заняться чем-то другим. Ну и тема, да. Тяжеловата. Есть немного...
Дело, наверное, в главном герое. Была когда-то, в конце девяностых-начале нулевых такая серия исторических романов "Рюриковичи" - о князьях этого рода. Один князь - одна книга. Скромный автор этой рецензии тоже сподобился кое-что для нее написать, было дело... Так вот, разговорилась я как-то с издателем, а он работал как раз с другими авторами этой серии. И один… Развернуть
Удивительная книга. Одновременно интересная и очень скучная.
Автором проделана огромная работа, и время завоевания Новгорода Иваном III описано очень подробно, иногда прямо по дням, как в хронике. Приводятся отрывки из летописей, на которые опирался Иван III, чтобы обосновать законность своих притязаний на Новгород и его окрестности. Подробно расписаны собрания у Марфы Борецкой, на которых решались методы противостояния Москве. Военные действия, суды, казни, восстановление деревень. Вопросы веры и религиозного влияния. Различных бытовых подробностей тоже немало.
Интересен и язык повествования: в прямой речи героев много устаревших и исковерканных из-за особенностей диалекта слов. В целом это не мешает восприятию текста, хотя иногда приходилось заглядывать в словарь. В авторских… Развернуть
Новгород - уникальное само по себе государственное образование, существовавшее обособленно от объединявшихся русских земель. В какой-то момент пришлось выбирать: Литва или Москва. Вече вечем, но по сути управляли Новгородской республикой бояре - и получалась уже не республика, а олигархия. Поставили на Литву - и проиграли все: свои жизни, вотчины, государственность.
Великий князь Московский Иван 3 не церемонился с Новгородом, ставшим ему бельмом на глазу: казнил, рубил, морил голодом, отобрал вообще все. Литва, которой доверились новгородские бояре, лишь издали смотрела, как расправляются с городом, но придет и ее час, к сожалению.
Что мне нравится в книгах Д.Балашова, это то, как иногда автор, как бы приподнимая голову от летописи, рассказывает о грядущих событиях, связанных с только… Развернуть
Бывают такие моменты, когда хочется чего-то прочесть для восполнения некоторых пробелов в знаниях. Если династия Романовых была мне в целом интересна всегда, то вот что было до этого, особого интереса у меня не вызывало. Поэтому я даже рада, что выбрала именно эту книгу, чтобы больше узнать про Марфу Борецкую и Ивана ΙΙΙ, ну и других исторических лиц. Поэтому если у вас цель исключительно развлекательная, то, думаю, роман читать не стоит, потому что вам будет скучно, это всё же больше роман – исследование.
Как я уже сказала выше, роман «Марфа – посадница» это историческое произведение о времени Ивана ΙΙΙ, а именно о присоединении Новгорода к Московскому великому княжеству. Я не буду слишком углубляться в детали, про объединение земель вы можете прочесть в принципе в любом учебнике… Развернуть
К сожалению, больше трех «Хищнику» не поставлю.
Начнём с чёго? С красот; здесь Вы не найдете красивого и литературного языка. Он сух и как бы не нужен здесь, а внимание приковано к сюжету, действу.
Сам сюжет просто.. Неплох. Но такая оценка, мне кажется, хуже чем плохая.
Произведение, кажется, пытается уделить внимание всем, так сказать, «веткам» сюжета. Тут вы не отыщите раскрытия персонажей; более того, они все картонные, за исключением прослеживания у парочки граммов чувств и переживаний. Знаете, кажется, что в этой книжке и нет главного героя. Ну, Голландец отнюдь не раскрыт, как персонаж; его переживаниях по поводу смерти своих товарищей продлеваются не долго.
Раскрытия Хищника тут тоже не найти. Нам, безусловно, вещают о его планете, но так вкратце, что уже через страницу забывашь… Развернуть
Два долгих месяца чтения, и вот, наконец, этот роман отправился в "прочитанное", чему я очень рада.
К Великому Новгороду у меня с детства имеется некая симпатия, поэтому захотелось почитать что-то, связанное с этим городом.
Книга оставила положительное (хотя читалась долго и не совсем легко из-за слога автора), но в то же время тягостное впечатление. История Марфы Борецкой, да и самого Великого Новгорода трагична: хотели независимость, а получили ого-го какую зависимость и горы трупов в придачу.
Персонажей в романе много (готовьтесь запоминать имена и фамилии великих бояр и, возможно, путаться в них), но повествование по большей части ведётся от лица Марфы и Ивана Третьего, двух сильных личностей, преследующих диаметрально противоположные цели. При этом мотивацию каждого можно понять.… Развернуть
Перед нами читательская рецензия на роман Д. М. Балашова "Великий стол" (второй роман цикла "Государи Московские") о сложном и жестоком времени на Руси - первой четверти XIV века, а точнее с 1304 года по 1328 год. Оценка роману - 5 звёзд. Роман описывает тоже время, что и роман А. А. Косёнкина "След" (см. мою предыдущую рецензию) и романы того же А. А. Косёнкина "Крыло голубиное" и "Долгие слёзы" (мною ещё нечитанные, я попробую эти романы читать, но если в них будет тоже самое что в "Следе" то ...)
Теперь о самом романе Балашова, симпатии Дмитрия Михайловича тоже на стороне Твери (как и у Косёнкина), но показаны эти симпатии более сдержанно и грамотно, чем у того же Андрея Андреевича (сравнение романов Балашова и Косёнкина, я думаю, неизбежно). Косёнкину поучиться бы у Балашова, как… Развернуть
Наконец-то я добрался до этого цикла. Роман "Младший сын" - это начало большого цикла Дмитрия Михайловича Балашова - "Государи Московские", у меня, к сожалению, только 4-е первых романа данного цикла, цикл состоит из 10-ти законченных романов и одного незаконченного. Десять романов охватывают период с 1263 года до 1425 года - 162 года!
Роман "Младший сын" охватывает период со смерти Александра Ярославича Невского в 1263 году и до смерти последнего сына Александра Невского - Андрея Городецкого в 1304 году, т.е. 41 год.
Роман сначала читался трудновато, медленно что в первый раз в начале 90-х годов, что сейчас в 2021 году, но если в 90-х столкнувшись с каким-то непонятным словом, я его как правило пропускал, бегать через весь город по поводу непонятного слова в читальный зал городской… Развернуть
Первая половина книги выглядит кусочками мозаики, и как только она собирается воедино, начинается динамическая часть истории.
Мне понравилось, триллер держит ваше внимание так, что вы не хотите отвлечься, вам интересны истоки, вам интересна семья, а главное - ответ на вопрос "Это не опасно?"
KillWish. Тур 6. В гостях у Дракулы или мистическое турбюро. Мишень 1