Иммануил Валлерстайн (1930—2019 гг.) — американский социолог и политолог современности, а также один из авторов нового методологического подхода в изучении цивилизации — "мир-системной теории". Научная монография "Мир-система Модерна I" стала первым объёмным трудом, содержащего в себе оригинальную концепцию возникновения и развития мировой капиталистической экономики с позиций мир-системного подхода. Иммануил Валлерстайн, учась в Колумбийском университете, занимался африканистикой: именно в этой научной сфере автор убедился, что для изучения особенностей развития африканских стран понадобится системное исследование всего мира, а в первую очередь, самой Европы, активно повлиявшей на ход истории Африки. Итак, автор рецензии попытается дать объективную оценку монографии Иммануила Валлерстайна не только с точки зрения внешних характеристик, но и самой научной концепции мир-системы.
1. Внешние характеристики. Формат книги предполагает её использование при домашней обстановке, так как для прочтения во время путешествия и поездок за счет своих параметров будет не очень удобна: ориентация — книжная, при габаритах 70х100х16 книга достаточно тяжелая (552 стр.) с твердой обложкой (она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений). Дизайн обложки притягивает читателей своей историчностью и старинностью из-за использования позднесредневековых гравюр и карт, что вполне себе соответствует содержанию труда. Цвет и размер шрифта на обложке подобраны идеально — слова никак не сливаются с фоном и в то же время выдержаны в таком же стиле, что и общая концепция. Размер шрифта в самом тексте нормальный (основной текст (12 пт.) вместе с заголовками (14 пт. полужирными и заглавными буквами) и ссылками (10 пт. курсивом) — Times New Roman, а абзацный отступ — 1,25). Иллюстрации — черно-белые, представляют собой ксилографии, гравюр, миниатюр, рисунков, офортов и др. Бумага имеет высокое качество — она офсетная, белоснежная, отпечатки пальцев не видны, а черные буквы не размываются. Кроме того, присутствуют 4 дополнительных листа в конце книги для каких-либо заметок. Из недостатков по этому критерию можно отметить лишь малое количество иллюстраций на всю книгу, а также то, что они не разноцветные, но общему виду это никак не мешает, за что благодарим редактора А.В. Усачеву, дизайнера макета и верстки М.В. Григоренко и дизайнера обложки Е.А. Гореву за отличное оформление и не отталкивающие и здоровьесберегающие внешние характеристики книги.
2. Оригинальность и уникальность. Иммануил Валлерстайн стал "отцом" миросистемного анализа, написав основные его тезисы в своих четырех книгах, одна из которой представлена нам. Однако предтечами миросистемной теории являются немецкий теоретик Роза Люксембург и французский историк Фернан Бродель. Обращаясь к теории накопления капитала Розы Люксембург, стоит заметить, что именно она первая стала понимать капитализм как единую экономическую систему, разделённую на высокоразвитый центр, для которого характерны рыночные отношения, и эксплуатируемую и зависимую от него периферию, в большинстве случаев представляющая собой феодальные общества:
"Капитал не может обойтись без средств производства и рабочих сил всего земного шара: для беспрепятственного развития процесса своего накопления он нуждается в природных богатствах и рабочих силах всех поясов земли. Но так как последние в подавляющем большинстве случаев фактически находятся под властью докапиталистических способов производства, — а последние являются исторической средой накопления капитала, — то отсюда вытекает неудержимое стремление капитала к завоеванию соответствующих стран и обществ"
Так, Роза Люксембург выдвинула положение, согласно которому капитал накапливается не в рамках страны, для которой характерны общественные отношения между буржуазией и пролетарием, но в мировых масштабах, присоединяя к себе феодальную периферию и реструктуризируя государственную систему этих стран, расширяя географию для своей экспансии. Фернан Бродель впоследствии отметил правильность тезиса Розы Люксембург, ведь капитализм не может жить иначе как в окружении других способов производства:
"Капитализм, прежде всего, предполагает некоторую иерархию, он ставит себя на вершину такой иерархии, будь она создана им самим или нет. Там, где он вмешивается лишь на последнем этапе, капитализму достаточно промежуточного звена чуждой, но потворствующей ему социальной иерархии, которая продолжает и облегчает его действия"
В своем историческом капиталистическом развитии человечество повидало три центра ("сверхгорода"), которые вели макроэкономическое пространство по пути развития, — это Венеция, затем Фландрия, потом — Лондон, и наконец — Нью-Йорк. Все эти основные положения были учтены Иммануилом Валлерстайном в своем труде, и дал подробное описание этим мир-системным процессам. Оригинальность книги оценивается по трем критериям: хронологическим, социально-ценностным и количественным. Хронологическая ценность не представлена ярко, так как книга была написана в 1974 г. (между датой его создания и современным моментом прошло 49 лет), но этот критерий будет не так значим для нас, ведь автор жил в XX веке. Социально-ценностный критерий раскрывает книгу со следующих аспектов (приоритетность и мемориальность): это шестая книга Иммануила Валлерстайна (до этого он писал монографии, посвященные историческому разбору Африки, Гоаны и Берега Слоновой Кости), но при этом это первая книга, которая обобщает материалы и знания в рамках миросистемного исследования об истоках мироэкономики и капиталистическом развитии хозяйства в XVI в., потому данный труд можно считать образцовым для всех сторонников миросистемного подхода; книга посвящена важной вехе исторического развития человечества - XVI веку, когда происходит резкий переход из средневековой эпохи в период Модерна, потому Иммануил Валлерстайн использует огромный пласт литературы и источников, дабы в подробностях описать состояние общества в это время. Невзирая на то, что это второе издание, тираж составляет 2000 экземпляров, однако при этом книга свободно доступна в сети Интернета.
3. Логическая строгость. Для не подготовленных к научному и узкоспециализированному в исторической сфере тексту читателей будет сложно воспринимать материал, и дело даже не в том, что тут применен мощный научно-понятийный аппарат или собрана большая историография. Сложность текста И. Валлерстайна заключается в применении не только формальной логики, но и диалектической логики. Можно привести следующий фрагмент:
"Этот низменный способ производства оказывается прибыльным лишь тогда, когда рынок столь велик, что небольшой доход на душу населения компенсируется значительным количеством продукции. Вот почему рабство смогло расцвести в Римской империи, а затем стало преимущественно капиталистическим институтом, связанным с ранними, доиндустриальными стадиями развития капиталистического мира-экономики. Однако на крупных предприятиях всякий раз, когда от работников требуются профессиональные навыки, рабы бесполезны: не приходится ожидать, что они сделают больше, чем их заставляют сделать"
Это яркий пример применения диалектической логики, то есть использования принципа противоречия, которая заключается в том, чтобы выявить положительные и отрицательные стороны применения рабской силы в западноевропейских державах в эпоху XVI-XVII вв.: рабская сила была известна средневековой Европе, однако королевства обладали слабой военной властью, из-за чего экономической базы для рабства практически отсутствовала, чего не скажешь об эпохе, когда Западная Европа открыла для себя новые континенты с малозащищенными государствами коренных жителей и аборигенов (также в военном плане слабее европейцев), и тогда рынок был заполнен не только большими ресурсами неевропейского происхождения, но и рабской силой, хотя и позже рабская система стала постепенно угасать из-за ее неэффективности. Важно при использовании диалектической логики держать магистральную линию мысли, с чем Иммануил Валлерстайн прекрасно справляется в своем научном труде. Читателю, привыкшему к четырем законам логики, будет трудно читать книгу, и, на первый взгляд, покажется, что монография содержит много логических "ошибок", что на деле не так. Причинно-следственная связь трудно улавливается, но все же она вполне себе логична. Ситуацию для обыкновенного читателя усугубляет и использование исторических терминов: например, в главах, посвященных восточноевропейскому "второму" феодализму, будет часто употребляться термины "испольщина" и "издольщина", от которых даже некоторые отечественные ученые-историки удивятся от существования данной земельной системны, и это понятно, потому что эта система крестьянской аренды земли не применялась в Российском государстве того времени. Ссылочный аппарат просто огромен — практически на каждой странице книги по 2-3 сноски минимум, что говорит о большой осведомленности автора в тематике, которую он затрагивает, а также о глубоком исследовании исторической проблемы. Иммануил Валлерстайн сначала дает историографический обзор, кто и как объяснял тот или иной исторический феномен, а затем давал свою позицию, хотя эта схема не всегда применяется им — историография во многих главах может размываться в рассуждениях самого автора, так как в этом случае Иммануил Валлерстайн подчиняет своему тезису мнение автора или же, наоборот, опровергает его.
4. Статистическая строгость. В книге представлен не такой большой статистический материал, по сравнению с историографическим. Однако всё же автор использует его, но не самостоятельно, а выделяя их из различных других книг, посвященных той или иной проблеме. Например, во второй главе Иммануил Валлерстайн приводит статистическую таблицу, данных которых он взял из монографии Slicher van Bath "Agrarian History" — в ней приводится выраженная в килограммах пшеницы реальная годовая заработная плата английского плотника, которому платили посуточно. Исходя из этих данных, автор делает вывод, вновь по диалектической формуле, о том, что плотники Английского королевства получали гораздо больше дохода в позднесредневековый период, чем в период зарождения капитализма в Европе, а затем ученый обосновывает это структурными факторами, которые повлияли на данный экономический процесс. Далее, Иммануил Валлерстайн будет использовать статистические данные, однако они будут также сливаться с высказанным тезисом (как и в случае с историографическим обзором), показывая, что статистика — это не главный аргумент, это лишь дополнение к какому-либо аргументу, потому нагружать целевую аудиторию обилием статистических данных — это дело, которое усложняет и так уже непростой текст. Какие-либо графики, диаграммы и иные динамические визуальные показатели отсутствуют.
5. Корректность и соответствие стиля письма. Стоит отметить, что "Мир-система Модерна I" — это научное исследование, посвященное изучению отдельной темы или проблемы в конкретной области знания, потому стиль письма здесь научный. Основная функция данного стиля — доказательно, точно и логично обосновать то или иное положение. Прежде всего научный стиль характеризуется насыщенностью точной и сжатой информацией, фактическим материалом. Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение. Чтобы понять, как данный труд соответствует критериям научного стиля письма: это строгая нормированность (Иммануил Валлерстайн был профессором в университетах МакГилл и Бинхэмтон, потому академический научный стиль написания текста или его устного изложения являлся основным); точность (об этом говорит наличие обширного научно-понятийного аппарата); ясность и лаконичность в выражении мыслей (по этому критерию есть большое препятствие, однако его можно оправдать особенностями научного стиля); высокое содержание терминов; обезличенность изложения; потребление слов в их предметных конкретных значениях; монологический характер высказывания; последовательность; завершенность; полнота высказывания; тесная связь отдельных частей высказывания; использование условных знаков и символов.
6. Теоретическая значимость. Теоретическая значимость очень тесно связана с научной новизной. И в том, и в другом случае доказывается, что исследование направлено на развитие науки и научной области. В научной новизне говорится о том, что до автора научная проблема не была разработана, либо она только появилась в сфере интересов исследователей. В теоретической части объясняется, как именно результаты научной работы повлияют на прогресс науки. Во-первых, освещение научной проблемы, погружение в вопрос с целью раскрытия. Иммануил Валлерстайн при разработке миросистемного анализа сумел разработать новый подход к познанию истории: это не только формационный подход, при котором история рассматривается с позиций социально-экономических формаций (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический), не только цивилизационный подход, при котором каждая страна считается уникальной по своей сущности и своим признакам (культура, территориальная общность и т. д.), в связи с чем возникла потребность в изучении отдельной каждой страны, и не только модернизационный подход, при котором считается, что развивающиеся страны будут идти по стопам развитых стран цивилизации. Мир-системный подход заключается в том, чтобы изучать исторический мир в его системной целостности и с позиций эволюции совокупности обществ. Во-вторых, решение научной проблемы и методологическая основа проблемы. Уникальность научной проблемы, который выставил перед собой Иммануил Валлерстайн, является то, что автор, в первую очередь, был эмпириком и выстраивал структуру из эмпирических данных, потому как теории достаточной у него нет. Поэтому решение научной проблемы, заключающаяся в генезисе капиталистического феномена в XVI в., четко не указано и не выстроено, но оно решается на протяжении всей монографии:
"Исторические причины того, почему европейский мир-экономика возник в XVI в. и противостоял попыткам трансформации в империю, объяснялись на протяжении всей книги"
В этом ценность подхода Иммануила Валлерстайна — он подчиняет не теоретическим соображениям факты, а, наоборот, первенство в исследованиях отдает фактам и уже от них опирается и описывает происходящее. Нельзя подчинять единой теории процессы, которые по своей дефиниции являются разными: сторонники теории марксизма-ленинизма объясняют появление капитализма из-за кризиса феодальных порядков, увеличивающейся роли рынка и латиноамериканских колонизаторов из Португалии и Испании; сторонники цивилизационного подхода объясняют, что "капитализм" в его классическом понимании не существует, и у каждой страны или цивилизации (с точки зрения социокультурного аспекта) в связи с внутренними факторами (начиная с географических и заканчивая духовными) есть свое специфическое осуществление "капитализма"; сторонники девелопмент-теории говорят об естественном развитии общества, то есть капитализм - это и есть прогресс для человечества, когда оно перешло от аграрного развития к индустриальному. Мир-системный подход описывает генезис капитализма в мелочах, чтобы увидеть полную картину: например, землевладельцы, которые, согласно марксистской теории, должны были идти против капитализма из-за противоречивых позиций, стали постепенно представителями буржуазии, на чьих землях крестьяне принудительно/по найму работали на рынок. Из-за широких исторических деталей по миросистемному подходу границы между феодализмом и капитализмом размываются, из-за чего кажется, что Иммануил Валлерстайн пишет одновременно о генезисе, но одновременно и ни о чем. В-третьих, подтверждение гипотезы или решение теории. Так ли иначе, но ученым сообществом было признано мир-системное движение в науке: создалась целая школа, состоящая из А.Г. Франка, Дж. Арриги, С. Амина, Г.М. Дерлугьяна, А.И. Фурсова, А.В. Коротаева, Б.Ю. Кагарлицкого и др. и изучающая отдельные исторические проблемы с миросистемной методологии, признав основные постулаты, описанные И. Валлерстайном: типология исторических систем (мини-системы, мир-система (мир-империя и мир-экономика)) во времени-пространстве, схема "гегемон—кандидаты на успех—центр—полупериферия—периферия—внешняя сфера", географическое разделение мира и экономические К-циклы.
7. Актуальность для современных областей исследования. Если обратиться к периоду конца 80-х и начала 90-х гг. XX в., то можно отметить потребность среди ученых в открытии новой методологической основы познания феноменов, движущих сил и процессов в исторической науке. В связи с этой гносеологической парадигмой создаются следующие школы — это, в первую очередь, западная школа "Анналов" Фернана Броделя, которая открыла новые аспекты в таких научных проблемах, как "цивилизация" и "менталитет". Если классическая историческая школа рассматривала их с духовной точки зрения, но сторонники французской исторической школы изучали данный вопрос с социально-экономического аспекта. В конечном итоге появилась научная дискуссия между учеными цивилизационного подхода и учеными формационного подхода, открывшая период системного кризиса всех социальных наук. После распада СССР формационный подход утратил свое монопольное положение, и новая российская власть приняла парадигму цивилизационной школы, создав некую "гражданскую войну" на научном поле, так как научные проблемы рассматривались не с позиций науки, но с позиций идеологий разных исторических лагерей — "формаций" и "цивилизаций". В рамках такой "войны" зарождалась новая школа в нашей стране — это мир-системная Иммануила Валлерстайна. С появлением такой школы изменяется пространственное положение социальных и исторических наук, показывая тем самым выход последних из кризиса и парадигмальную эволюцию. Очень точно описал главную задачу миросистемного подхода Р.Ю. Царёв:
"Необходимо оценить эвристическую эффективность мир-системного подхода в решении этой важной и актуальной задачи"
Особенность исторических и социальных наук заключается в том, что исследователи изучают общество и мир (именно социальный), которые постоянно усложняются за счет созданий новых социальных и экономических структур, за счет взаимодействий противоречивых тенденций в рамках глобализаций (и это касается не только культурной сферы) и за счет отсутствия единства среди специалистов и профессионалов своей сферы в определении возможного будущего человечества (можно сослаться на то, что это по большей части субъективный фактор, однако под прогностическую функцию я имею в виду инверсию времени в качестве возможности экстраполяции выводимых закономерностей на все временные сферы бытия). Формационный и цивилизационный подходы изучали множество проблемных аспектов в исследования истории человечества, однако многие же проблемы не были изучены ввиду их ограниченной методологии, и в этом случае миросистемный подход смог бы открыть новые методологические принципы, которые способны исследовать нерешенные вопросы в истории. Кроме того, в XX веке возникла проблема выбора пути развития бывшими колониальными и зависимыми странами, решения стоящих перед ними задач. Отсталость и слаборазвитость, разрыв в уровне развития государств и сегодня остаются острейшими проблемами современности, от которых во многом может зависеть будущее человечества. Эту проблему, по сути, историческую, И. Валлерстайн интерпретирует с позиций социальной философии — как проблему неравномерности развития социальной системы во времени и пространстве. Назрело коренное обновление знания о странах "третьего мира": преодоление дисциплинарной раздробленности, глобальный теоретический синтез, создание новой, не формационной, глобальной теории исторического процесса: формационный подход часто не «работает» применительно к реальности слаборазвитых стран.
8. Охват литературы и источниковедческая ценность. Охват литературы в данной монографии огромен — около 400 единиц. Источниковедческая ценность отсутствует, однако это хорошо компенсируется построением дискуссии Иммануилом Валлерстайном, в которой он противопоставляет несколько точек зрения относительной какой-то исторической проблемы, ссылаясь на их монографии, где как раз и присутствует обилие источников. Дабы не перегружать монографию и придать ей научной ценности автор подошел к структурированию научно. Конечно, здесь присутствует и недостаток этого подхода — именно то, что авторский тезис сливается с концепциями исследователей, из-за чего позиция недостаточно ясна. Можно привести пример. Обратимся к параграфу 1 "Средневековая прелюдия" из книги. На страницах этой темы И. Валлерстайн воссоздал дискуссию группы ученых, изучающих кризис средневековой эпохи в мире, по своей сути добивалась объяснения причин краха средневековой системы и описания данного кризиса в истории человечества. Шмуэль Эйзенштадт (1923—2010 гг.) изучал особенности трансформации человечества от традиционных обществ к модерным, считая, что имперская система имела как сильные (насильственные методы (дань и налоги) сдерживали целостность империи и перераспределяли экономических потоков с периферии в центр), так и слабые (бюрократия поглощала слишком много доходов и увеличение военных издержек) стороны. Фредерик Лейн (1900—1984 гг.), специализировавшийся на изучении истории Венеции, подметил еще одну слабость империи — выступая платой за защиту, она превосходит эту стоимость. Фердинанд Фрид (1898—1967 гг.) утверждал, что хорошей альтернативой имперской системе перераспределения стал капиталистический мир-экономика, создавшая "мировое" пространство с помощью передовых транспортных средств доставки товаров. Итак, исходя из приведенных И. Валлерстайном концепций историков, можно сделать вывод, что к тому периоду человечество было готово перейти к другой системе, более совершенной и эффективной, чем средневековая "дезинтеграция". Каковы причины этого кризиса и как он протекал? Автор даёт огромный пласт историографической дискуссии касательно европейского кризиса XIV века. Эдуард Перруа (1901—1974 гг.), специализирующийся на изучении темы Столетней войны, считал, что процесс экспансии европейских стран достиг предельных размеров вместе с максимальным демографическим насыщением. Это в конечном итоге привело к развязыванию Столетней войны в Европе, в которой страны пытались "классическим способом" расширить свои владения, приведя общество к обнищанию из-за увеличенного налогообложения и из-за военных опустошений. А сокращение населения, согласно теории Дугласа Сесила Норта (1920—2015 гг.) и Роберта Пола Томаса, привело к сокращению торговли, приведшей к экономической депрессии. Родни Говард Хилтон (1916—2002 гг.) принимал точку зрения Перруа за исключением самой идеи сопоставления данного кризиса с одним из циклических кризисов развитой капиталистической системы, поскольку в таком случае преувеличивается степень воздействий монетарно-финансовых проблем на феодальную систему, в который деньги занимали в человеческих взаимоотношениях значительного меньшее место, чем в капиталистическом обществе. Е.А. Косминский (1886—1959 гг.), как приверженец теории марксизма-ленинизма, вообще называет этот период временем "наивысшего развития феодальной эксплуатации английского крестьянства": в результате крестьянских восстаний, идущих рука об руку с экономической рецессией, феодальная формация прекратила свое существование, уступив место зарождавшему капитализму. Для того, чтобы проследить линию мысли И. Валлерстайна, нужно сначала записывать потезисно позиции историков, на которых он непосредственно ссылается, а уже потом гипотетически построить модель, основанную на методологии мир-системного анализа, и, отталкиваясь от нее, находить линию автора монографии.
9. Практическая значимость: применение результатов. Данная монография носит социально-философский и методологический характер и имеет значение для дальнейшей разработки проблем социальной философии, методологии социальных наук, для исследований в области истории. Во-первых, И. Валлерстайн создал новый методологический принцип исследования истории: объектом исследования теперь стали не отдельные общества, отдельные регионы и отдельные государства, а международная или глобальная социальная система. Во-вторых, это возможность изучение исторических феноменов, процессов и особенностей отдельных стран и регионов через призму их включенности в взаимосвязанные структурные уровни мировой целостности (принцип "пространство—время—движение" и модель "статика—динамика"). В-третьих, новый принцип исследования феномена капитализма в истории, основанный на постпозитивистской парадигме научного знания и радикального обновления методологии социально-экономического познания. В-четвертых, концепция мир-системного подхода предполагает себе объективное описание исторической действительности, стоящий над идеологическими доктринами: формационный (доктрина марксизма-ленинизма) и цивилизационный (консервативно-либеральная доктрина). В-пятых, какая и всякая научная концепция, подход И. Валлерстайна имеет свои недостатки и теоретические пробелы, которые предстоит решить сторонникам данной научной школы. Кроме того, как и любая научная теория, мир-система И. Валлерстайна предполагает прогностическую функцию: на основе закономерностей, аксиом и постулатов можно исследовать проблему исторического выбора, с которым человеческая цивилизация столкнется в обозримом будущем.
10. Рекомендации по улучшению. Стоит сказать, что данный критерий субъективный. Рецензент не стремится к тому, чтобы "поучать" автора или как-то исправлять наше издательство. Моменты, которые будут отмечены — касаются, в первую очередь, тех людей, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Во-первых, в содержании монографии не учтены параграфы основных глав (например, в одной главе "Новое европейское разделение труда (ок. 1450-1640 гг.) есть следующие параграфы: а) "Революция цен" XVI века; б) Формирование системы разделения труда в европейском мире-экономике XVI в.; в) Система принудительного труда на рынок в периферийных зонах мира-экономики и т. д. Во-вторых, это малое количество иллюстративного материала (причем цветного, а не черно-белого) — это вспомогательное средство помогло бы еще больше погрузиться в ту эпоху, которую описывает автор. Однако все эти рекомендации малозначительны и формальны. Наличие предисловия Георгия Матвеевича Дерлугьяна, в котором последний проводит краткую рецензию на книгу, предисловия к изданию от самого Иммануила Валлерстайна, в котором ученый собрал все критические обзоры к его монографии и мир-системному подходу, комментариев от переводчиков, в котором последние объясняют терминологические проблемы, возникшие при переводе, библиографии и указателя делают монографию самодостаточной и ценной для науки.