Церковь Федора Стратилата на Ручью, построенная в 1360-1361 гг. боярином Семеном Андреевичем и его матерью Натальей, открывает новую - классическую - эпоху новгородского зодчества. Ее архитектурный облик, отличающийся исключительной соразмерностью пропорций, плавными линиями силуэта и развитой фасадной декорацией, сложился в результате длительного поиска композиционных и декоративных форм, став каноном храмового строительства в Новгороде на целое столетие. Интерьер храма сохранил следы древнейшего высокого иконостаса и значительную часть первоначального фрескового ансамбля. Росписи церкви Федора Стратилата представляют собой одно из проявлений той линии искусства, которая сформировалась в Византии под влиянием исихазма - мистического учения о действии божественных энергий. Во второй половине XIV века это искусство в значительной степени определила художественное лицо Новгорода. Во многом это связано с творчеством работавших тогда здесь греческих живописцев. И хотя из них известен по имени лишь Феофан Грек, - сохранившиеся произведения говорят о том, что он был в Новгороде не одинок; творчество этого гениального живописца и мастеров его круга встретило здесь живейшее сочувствие. Росписи церкви Федора Стратилата - это творение талантливых современников Феофана, по-видимому, находившихся с ним в теснейшем творческом контакте.
Церковь Федора Стратилата на Ручью, построенная в 1360-1361 гг. боярином Семеном Андреевичем и его матерью Натальей, открывает новую - классическую - эпоху новгородского…