Больше цитат

Sudakov

17 августа 2017 г., 12:59

ПРЕДИСЛОВИЕ

В широком смысле слова богословие можно определить как размышления о действии, содержании и смысле христианского вероучения. Богословие рассматривает его в контексте особых исторических и культурных условий, и, следовательно, может по праву считаться контекстуальной дисциплиной. Благодаря своей контекстуальной природе, богословие постоянно находится в развитии. Лежащая в основе христианства вера в Господа Иисуса и Триединого Бога, явившего себя во Христе, разумеется, остается неизменной. Однако мир, в котором мы исповедуем свою веру, непрестанно меняется. Богословие служило церкви во все времена, независимо от культурных условий, помогая Божьему народу осмысливать и делами доказывать веру, единую для всех поколений христиан, неся ее в мир, где они живут и трудятся во имя Христово.

Таким образом, богословие движется между тремя полюсами — библейским евангелием, наследием церкви и мыслительными моделями современного мира. С их помощью оно исповедует вечно неизменного Христа в переменчивом мире, говоря на языке, понятном каждому новому поколению.

Богословы XX века, подобно своим предшественникам, приняли вызов, брошенный им наукой. В своей книге мы попытались представить, как нам кажется, главные богословские течения того столетия. С этой целью мы исследовали труды выдающихся богословов и основные богословские течения последних десятилетий. Но богословские школы не возникают случайно или обособленно от внешнего мира. Поэтому в своей книге мы сделали попытку перейти от объективного анализа к толкованию. Нам захотелось не просто представить читателям выдающихся мыслителей и предложить краткий обзор их теорий. Мы постараемся рассказать вам историю богословия в эпоху перемен.

Мы рассматриваем XX столетие как переходный этап от так называемого модернизма, начало которому было положено в эпоху Просвещения, к постмодернизму. Ученые расходятся в определении «постмодернизма» как этапа общественного развития, однако никто уже не считает настоящее и будущее результатом действия неких сил, приведенных в движение Просвещением. Двадцатый век стал свидетелем не расцвета модернизма, а его разрушения и полного упадка. Модернизм стал своим собственным злейшим врагом, произведя на свет экзистенциализм, новую физику, феминизм и деконструктивизм. В XX веке человечество испытало неведомую ему дотоле тревогу, мучительно пытаясь осмыслить свое место во вселенной. Эта тревога нашла отражение в новых поисках трансцендентности, источника надежды и смысла жизни за пределами замкнутого мира, ограниченного научно-философскими рамками Просвещения. Мы рассматриваем XX век как историю нелегкого продвижения общества и богословия в частности от модернизма к постмодернизму.


Нам кажется, что одной из важных тем, способных пролить свет на единство и многообразие богословских учений в век перемен, можно считать творческий конфликт, возникающий между двумя взаимосвязанными истинами — божественной трансцендентностью и божественной имманентностью. Конечно же, это не единственный ключ к пониманию богословских учений XX века. Тем не менее, мы убеждены, что взаимодействие трансцендентности и имманентности как одна из главных богословских проблем во многом определило направление развития богословской науки последнего столетия.

Толчок к написанию этой книги дал Дэн Рид, редактор отдела справочной литературы издательства «ИнтерВарсити Пресс». Именно ему принадлежала идея создания сборника эссе, посвященных выдающимся богословам XX столетия. Первоначальный замысел перерос в подробный анализ темы, ставший результатом сотрудничества двух авторов. Поскольку наши служения проходят в совершенно разных условиях, в ходе написания книги мы старались сделать ее полезной как для аспирантов семинарии, так и для студентов, изучающих гуманитарные науки.

Кроме Дэна Рида и его коллег по издательству «ИнтерВарсити Пресс» нам хотелось бы поблагодарить и других людей. Неоценимую поддержку нам оказали учебные заведения, в которых мы работаем. Во время работы над книгой Стэн перешел из Североамериканской баптистской семинарии в Сиу Фолз, штат Южная Дакота, в Богословский колледж Кэри и Риджент колледж в Ванкувере, провинция Британская Колумбия. Участие Роджера отчасти стало возможным благодаря шестимесячному творческому отпуску, предоставленному колледжем Вефиль в Сент-Поле, штат Миннесота. Секретарская работа осуществлялась Джой Хайсман из Североамериканской баптистской семинарии, Илэйн Дикинсон и Беверли Норгрен из Богословского колледжа Кэри, и Джанин Макфарланд из колледжа Вефиль. Большую помощь в проверке ссылок оказали помощники преподавателя Марша Морет Сиетстра из САБС, Джеральд Дегвайр из БКК и Том Дуглас из Вефиля. Но самую большую признательность мы хотели бы выразить своим семьям, проявлявшим завидное терпение на протяжении двух лет, предшествовавших появлению на свет этого плода наших совместных усилий.