25 августа 2018 г. 14:16

900

4.5 Человек сам себе и бог, и судья и палач

Смотрю статью в Википедии «австрийские писатели». Знаю 3-4 имени от силы, читала одного с половиной (Кафка и раз в несколько лет бросаю «Марию Стюарт» Цвейга). Но Цвейг мне знаком, и чаще всего где-то упоминаются «Амок» и «Нетерпение сердца». «Цвейг - мастер новеллы, Цвейг - рисует тонкие психологические портреты», - слышится вокруг. И вот вновь начинаю Цвейга. И на этот раз дочитываю. Обращаю внимание на то, что все три новеллы сборника пытаются ответить на один вопрос: «Каков он человек, он ближе к дьяволу, или к богу, чего в нем больше света или тьмы, стоит ли осуждать его?».

<— Амок?.. Что-то припоминаю… Это род опьянения… у малайцев…
— Это больше чем опьянение… это бешенство, напоминающее собачье… припадок бессмысленной, кровожадной мономании, которую нельзя сравнить ни с каким другим видом алкогольного отравления… Люди в деревнях знают, что нет силы, которая могла бы остановить гонимого амоком… они кричат, предупреждая других, при его приближении. «Амок! Амок!», и все обращается в бегство… а он мчится, не слыша, не видя, убивая встречных… пока его не пристрелят, как бешеную собаку, или он сам не рухнет на землю…>

В первой новелле главный герой испытывает на себе это самое состояние амок. И вызывает амок душевное потрясение. Он мог оказать услугу пусть и незаконную, но спасительную для чьей-то жизни. И вовсе не страх наказания и не вопросы морали толкают его на отказ, а вспыхнувшее в нем желание отомстить как бы всему свету, как бы той прошлой далёкой женщине, сделавшей его таким слабым и униженным. Но он человек - он вспоминает это, и его охватывает амок. Он готов на все, потому что он человек, и он в ужасе от самого себя. Но уже поздно. Он не успеет, и, не смотря на это, продолжит бег, потому что боится снова стать собой, боится быть озлобленным и расслабленным. Человек сам себе и бог, и судья и палач.

«Женщина и природа» новелла-аллегория, новелла о красоте и невыразимости этого мира, новелла об ожидании. Она красива, но дышать невозможно, она опаляет своими лучами, она заставляет истекать потом. Вдруг кажется что вот-вот повеет спасительной прохладой, вот-вот засверкают молнии, забарабанит дождь и начнется спасительное буйство, которое принесет отдохновение. И все же жара продолжается, ожидания обмануты. Но ветер перемен все равно приходит, и все меняется, и красота ее начинает приносить радость, и все вокруг озаряется светом, и все становится лучше, и дышать можно полной грудью. А стихия не подвластна тебе, ты можешь только томиться ожиданием. В идеале природа не подчиняется нашим желаниям.

Третья новелла «Фантастическая ночь». Начинается она так: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов...», - нет, не так до тридцати шести годов. Именно столько лет было главному герою, когда одна фантастическая ночь меняет все. Нет он не влюбляется, не совершает ужасное преступление, не выиграет и не проигрывает состояние. Он просто понимает «как легко, и хорошо дарить радость». До этой ночи он не был плохим, не был и хорошим, он был никаким. Просто человек ведущий себя соответственно своему положению в обществе, человек который ничего не чувствует. Но после этой ночи: <Такие слова, как честь, преступление, порок, теперь звучат для меня фальшиво и мертво, я не могу без содрогания даже произнести их>. Днём он становится небезупречным по стандартам своего круга (лишь он сам это узнает), а фантастической ночью он роднится со всем миром. <Кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей>, - так заканчивается новелла.

Что же за ответ у Цвейга на данный вопрос: «Каков он человек, он ближе к дьяволу или к богу, чего в нем больше света или тьмы, стоит ли судить его?». В новелле «Амок» становится ясным, что унижения и падение могут приводить к плохим решениям, а плохие решения могут приводить к большим человеческим поступкам вплоть до самоуничтожения. В новелле «Женщина и природа» видно, что человек не может властвовать над природой, не может подчинить ее себе, зато она может дать всему удивительную энергию жизни. «Фантастическая ночь» приводит к мысли о том, что порой тьма это обратная сторона света, а бездействие хуже казалось бы бесчестных или не принятых в твоем кругу поступков. «Цвейг - мастер психологической новеллы» - долетало бесконечное количество раз, но правда в том, что так и есть. Австрия это страна великих психологических теорий (Фрейд, Адлер, Франкл), и это страна великого знатока человеческой души Стефана Цвейга. А человек он бывает разным, и часто один и тот же человек.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!