Больше рецензий

7 сентября 2018 г. 18:30

801

5

Впервые увидела "Королевен" в секции для средних классов одной кошмарной школьной библиотеки. Точнее, по составу фонда библиотека была великолепной, чего не скажешь о её помешанных на инструкциях сотрудниках. Только представьте: мне отказались выдавать повесть Моглиевской, руководствуясь тем, что я только поступила в 5 класс, но еще не начала там учиться, а взамен предложили какие-то невнятные сказки Успенского для малышей!
В итоге тем летом я читала взятых из маминого шкафа "Унесенных ветром". Правда, это уже совсем другая история.
В сентябре я на законных основаниях вернулась за приглянувшейся книгой. Но та волшебным образом исчезла с полки! Она не появилась ни в октябре, ни в ноябре, ни даже в мае... И я благополучно забыла о ней почти на тринадцать лет.
Как я уже рассказывала в рецензии на роман Роуз Тремейн "Музыка и тишина" , мне очень нравится старинная музыка, особенно опера. К сожалению, художественные произведения о певцах доклассического периода можно буквально пересчитать по пальцам, а потому я очень обрадовалась и удивилась, обнаружив повесть Могилевской в музыкальном (!) книжном магазине!
И почему я не нашла ее раньше? Меня потрясла эта сентиментальная, почти "карамзинская" история о служении музыке вопреки всем обстоятельством.
Представляю, какую титаническую работу с источниками проделала Софья Абрамовна перед написанием "Королевен", ведь крепостные театры до сих пор являются белым пятном в истории русской музыки... Информацию о них приходится собирать по крупицам в воспоминаниях современников. В основном попадаются описания драматических трупп, а о музыкантах и танцовщиках - простых ремесленниках сцены в понимании свободных людей того времени - нет практически ничего.
Прочитанная повесть поразила меня тем, настолько тонко прочувствована автором музыка той эпохи! Последний раз я встречала такое у Жорж Санд, из-за чего сладкоголосую Дунечку невольно хочется назвать русской Консуэло. Но если у Санд фоном звучит Николо Порпора, то фон Могилевской - Луиджи Боккерини и знаменитая Параша Жемчугова, которая появляется в повести в качестве доброго ангела.
С самого начала было ясно, что на счастливое окончание расчитывать не стоит. Финал истории шокирует своей недосказанностью: Вы когда-нибудь задумывались, что произойдет, если лишить гениального человека возможности заниматься искусством..?
Никогда не думала, что найду в советской детской литературе такую жемчужину!
P.s. Скачала остальные части театральной трилогии.