Больше рецензий

thosik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2018 г. 08:20

959

5

Я, если честно, некоторое время назад считала, что с мистикой, хоррором, хорошими такими, добротными триллерами, которые бы мозг выносили (в хорошем смысле), у российских писателей просто беда. Но, к моему превеликому удовольствию, это совсем не так. И открытия последних лет трех-пяти меня постепенно переубеждают.
Взять, например, Наиля Измайлова и его «Убыр». Очень страшно, свежо, мощно. (Не помню, почему поставила «трояк» - ???) Или Марьяна Романова с ее «Мертвыми из Верхнего Лога» - ну классная книга же!

Есть еще, конечно, так называемый Александр Варго – межавторский проект, насколько я понимаю. Тоже можно пару-тройку очень даже серьезных таких «страшилок» с социальным подтекстом выделить.

Если говорить о чисто триллерах, то очень-очень понравился «Адреналин» Натальи Милявской.

В общем, если покопаться, можно много интересных авторов и книг найти.

Но главным моим открытием в этих поисках оказался Константин Образцов, который меня просто покорил, можно сказать. Я так залипла на его книги, что теперь, дочитав последнюю, третью, им изданную, просто нахожусь в печальке и растерянности. Хочу еще!

Итак, «Культ» - третья часть цикла мистических триллеров «Красные цепи». Если одним словом выразить эмоции – то это слово будет: «Крутяк». С самой первой книги я поняла, что мы с автором не просто подружимся – я прямо прониклась к Образцову огромной читательской любовью и зависимостью книгомана, потому что это однозначно «мое», с первой до последней строчки.

Все три книги являются полноценными отдельными романами, в каждом своя история. Но я, являясь сторонником чтения любого цикла строго по порядку, рекомендую читать именно так: первая, вторая, третья. Части объединены героями (хоть и частично) и деталями, которые важно не упустить, тогда картинка будет цельной и еще более красочной.

В «Культе» не будет ни Гронского из «Красных цепей», ни Алины, с которой мы вместе были и в первой и во второй книгах, зато здесь будет продолжение истории Инквизитора и Карины, которые решили начать жизнь с чистого листа. Они, не зная ничего друг о друге, оказались вместе далеко от Питера (место действия первых двух книг) в маленьком северном городке – Северосумске, где снова столкнутся со Злом.

Тема «маленького городка», особенно в рамках таких жанров, как детектив, триллер, ужасы, мистика, меня всегда очень привлекала. Есть в этом что-то невероятно пугающее и привлекательное – парадоксальное сочетание, но всегда работающее в моем случае.

По части «маленьких городов» я всегда считала докой Стивена Кинга, конечно. У него эти городки получаются всегда зловещими, аж до мурашек.

Образцов, скажу я вам, может составить со своим «Культом» совершенно обоснованную и здоровую конкуренцию старине Кингу. Его Северосумск меня заворожил. А изюминкой стало то, что это - «наше», очень узнаваемое явление – провинциальный российский городок, каких понатыкано на карте нашей необъятной родины немерено. Я, как обычно, сразу загуглила этот географический объект, но …естественно, это вымышленный город.

Вот что пишет о нем сам автор в интервью «Букле»:

«Несмотря на некоторую географическую привязку, вследствие которой можно предположить существование реального прототипа с названием, созвучным Северосумску, город в романе является собирательным образом. Мне было интересно смоделировать некий типичный маленький городок, с общими для многих историей, социальной средой и культурным напылением"

Но основной темой «Культа» стали, на мой взгляд, даже не погружение в темную сторону российской провинции со всеми вытекающими, и даже не извечная битва Добра со Злом, а всегда актуальный посыл «бойся желаний своих» или «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», или «на что человек готов пойти ради своих желаний».

Этот посыл Образцов передал через историю четырех мальчишек, подростков, совсем еще детей, которые с этим самым Злом столкнулись и, не зная, что со всем этим - даром или проклятием – делать, наворотили такую жуть, что волосы вставали дыбом.

Социальная линия очень выпукло в романе прописана. Очень, я бы даже сказала, болезненно и остро. Линия эта затрагивает проблему отношений детей и родителей, ненужности и непонимания взрослыми важности психологического понимания и принятия подростков, внимания к своим детям. Этот вопрос стоит, наверное, в каждой второй семье, где родители, занимаясь только собой, совершенно теряют из вида жизни и проблемы своих детей. И что из этого иногда получается….

Например, такие вот ужасы, как в «Культе».

«Главное – лишь желание быть услышанными, все равно кем – а вот именно этого они и хотели больше всего, просто потому, что всю жизнь их не слышали, да и видели через раз»

Печально, не правда ли?

Взять Даниила. У мальчика очень обеспеченная семья. Ему можно позавидовать. У него есть все, что он пожелает, но это только со стороны. Его жизнь, на мой взгляд, одна из разновидностей домашнего ада: все подчинено строгим рамкам, правилам, расписанию. Ребенок ничего не может решить сам: в какую секцию ходить за него решает папа, какую книгу читать, когда кушать, спать и, простите, пукнуть – решают родители. Из благих побуждений, конечно, но это же кошмар. Естественно, ребенок начинает врать, скрывать эмоции, выкручиваться и, в результате, в трудную минуту просто оказывается один на один со своей бедой, масштабы которой он просто не в состоянии осознать и переварить.

Женя. Компьютерный игроман. Прячется от действительности в виртуальных реальностях. Папа - в море, дома появляется раз в полгода. Мама – шлюшка, прости господи, которой точно не до сына: занят своими делами, не доставляет особых проблем – и ладненько. Только она не видит, как болезненно мальчик относится к ее гулянкам, к ее поведению, к тому, что она топчет само понятие «семья».

Рома. Тут полный капец. Дед-тиран, мать – забитая, испуганная птичка, которая вслух дома боится говорит, прячется в книжках, не желая видеть, что сыну тяжело в такой напряженной обстановке, что ему дышать невозможно в присутствии деда.

Макс – мальчишка из неблагополучного района, что накладывает отпечаток на все его мировоззрение, характер и поступки. Он должен уметь постоять за себя, быть мужиком, дать отпор и выжить (в буквальном смысле) на улицах своего города.

Да, главные герои этой книги эти вот мальчишки. Но книга совсем не детская. Она как раз точно для взрослых. И у меня, если честно, до сих пор сердце сжимается от того, что произошло в этой книге с беспомощными детьми, которые просто оказались заложниками сових неустроенных жизней, своей неразвитой психики, своих страшных желаний, своих равнодушных родителей и …этого маленького северного городка.

Закругляясь (а уже пора, а то моя рецензия превратится в нечитаемую простыню), скажу, что с нетерпением жду следующих книг автора. История не закончена. Вернее, истории, потому что у нас остался открытым вопрос со всеми героями: и с Гронским, и с Алиной, и с Инквизитором, и с Кариной. Да и борьба эта пресловутая - Добро, Зло – не закончится никогда. Есть где автору развернуться.

Прочитано в рамках игры Трижды три темы. За совет спасибо slyFox