Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2018 г. 17:56

322

4 Сами щелкайте свои вопросы-орехи!

Мир-во всех многочисленных образах и состояниях, которые постоянно изменяются-походит на "ЗАМОК,который внимательный путешественник исследует со всех сторон,но внутренность которого остается навсегда скрытой от него". Ни один из предшественников-философов-считает Шопенгауэр-не вошел внутрь замка, а Кант объявил его непознаваемым.
Внешний мир-мир ПРЕДСТАВЛЕНИЙ и как таковой есть не что иное, как феномен мозга.
Впрочем,раз познающий мир субъект-индивидуальное и чувствующее ТЕЛО,то любые изменения этого тела,называемые ДЕЙСТВИЯМИ,суть ВОЛЕВЫЕ АКТЫ.В изменениях тела мы познаем СИЛУ,благодаря которой действия(изменения) совершаются или производятся. Эта сила есть ВОЛЯ.
Эта ВОЛЯ и есть наша внутренняя сущность. Все тело и его механизм-суть проявления и выражение ВОЛИ,данное нам двумя способами. Первый_как ПРЕДСТАВЛЕНИЕ,как объект среди объектов, тело среди других и притом,то чувствующее тело,от впечатлений и раздражений которого исходит все наше познание мира. Познающий субъект есть воля и тело,воплощенная воля.Его тело есть проявление его воли. Ни одно человеческое тело не является простым представлением, каждое одновременно-и представление,и воля.Реальность познающего субъекта для него полностью достоверна.Отсюда понятна реальность внешнего мира, а вместе и положение:МИР есть ВОЛЯ.Воля независима от всех явлений, существует только для себя и благодаря себе, она БЕЗОСНОВНА и САМОСТОЯТЕЛЬНА. По Канту "единственная сущность, не зависящая от времени, пространства и причинности, есть "вещь в себе". По Шопенгауэру, эта "единственная сущность" есть ВОЛЯ.
Воля,так учил Шопенгауэр,есть познанный субъект, предмет самосознания. Каждая вещь есть сила или явление воли:в этом состоит ее реальность. То,что составляет сущность и ядро любого явления,Ш.назвал "характером",перенося это название изчеловеческого мира. Каждая сила есть определенный вид воли, каждая вещь-определенный характер...Сила есть воля,жизненная сила есть воля к жизни. Как слепое влечение,неутомимое и никогда не удовлетворяющееся, ВОЛЯ содержит в себе источник разногласия и борьбы: "голодная, сама себя пожирающая воля" движет мир изнутри. Основная форма видимости воли-МАТЕРИЯ, Каждое высшее явление в мире есть победа над низшими явлениями и возникает только в результате борьбы между ними: отсюда всеобщая борьба в мире животных и людей.Если путь от желания к мнимому удовлетворению проходит быстро,то люди называют это "счастьем";если дело движется медленно-люди жалуются на несчавстья и страдания. Первичная воля есть воля к бытию, к жизни.Какую колоссальную силу приобретает стремление к жизни показывает нам мир животных и людей. Здесь полнота и избыток животных зародышей,чрезвычайная плодовитость,сила половогоь влечения и жажда деторождения, страх перед каждой угрожающей жизни опасностью,ликование при спасении жизни,постоянная боязнь смерти и ужас предсмертных мук.
Если сравнивать трудживотной жизни с ее участь,несоответствие оказывакется поразительным!Что получает слепой крот за то, что все свое существование проводит в рытье нор?Вся животная и человеческая жизнь-игра, не стоящая свеч.Взглядна внутреннюю сторону жизни показывает нам: нет никакой путеводной звезды, которая управляла бы и манила к себе;есть желание жить во что бы то ни стало,без всякого отношения к цели и ценности жизни, без представления и знания о ней,следовательно, бессознательное слепое влечение к жизни.
Жизнь нас не манит, а тащит, не влечет, а погоняет сзади; мы хотим жить не сознавая-зачем и к чему.Каждый волевой акт имеет причину,сама воля не имеет никакой причины.В этой "вещи в себе"-воле-позыв к жизни и мужество жизни,СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ.
Когда любовь к жизни ослабевает,появляются ипохондрия и меланхолия, грусть и тоска.Когда иссякают и они-идет склонность к самоубийству.
Все виды ВОЛЕНИЯ суть вариации на одну тему : модификации желания - нежелания.
То, что ВОЛИТСЯ, есть бытие,благополучие,жизнь и продолжение рода-эта тема остается одной и той же на всех ступенях животного существования от полипа до человека. Все содержание воли состоит в чередовании и смене удовлетоврения- неудовлетворения.
Но чем усложняются животные организации, чем многообразнее становятся потребности, запутаннее пути к их достижению-ВОЛЯ нуждается и создает себе Интеллект, человеческое разумное познание, создавая относительный перевес познающего сознания над жаждущим познанием.
Воля,лишенная сама по себе познания,ощущающая потребность в представлениях,жаждущая их-рождает интеллект, который погружает волю во всевозможные настроения и аффекты.Он волнует волю, как детские сказки волнуют души детей.ВОЛЯ ПЛЯШЕТ ПОД ДУДКУ ИНТЕЛЛЕКТА.Но господство интеллекта-кажущееся.Воля-госпожа,интеллект-ее орудие.Он-фонарь, указывающий воле путь, но сам он не пролагает путей и не делает шагов.Воля сама по себе слепа и нуждается в слуге,который видит и ведет ее, но сам по себе не может сделать ни шагу.Отношение воли к интеллекту можно уподобить слепому, который несет безногого на своих плечах...
=======================================
Как-то два добрых кадета из Моравии, согласно учению Ш.,хотели "отринуть свою волю",но- заколебались в недоумении по по водутого-СОХРАНИТСЯ ЛИ ТОГДА МИР? Шопенгауэр написал им,что олпрос принадлежит к числу "ТРАНСЦЕДЕНТНЫХ", на которые не берется отвечать философия.Таких "трансцедентных вопросов"-для философии Ш.чрезвычайно много. Потому Ш. писал:-Я на такие вопросы не имею ответа и потому поступлю так же, как Гете, которому один студент задавал больше вопросов,чем Гете мог ответить. Гете написал студенту в альбом:-"милосердный Бог,хотя и создал орехи,но ведь сам их не колол".