Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

4 декабря 2018 г. 21:50

955

3 Покушение на мифологию

Когда рухнул "ненавистный совок", пал "железный занавес" и была упразднена цензура, многие творцы, прячущие свои истинные убеждения за невинными детскими книгами или достаточно просоветской общественной деятельностью, наконец решили показать свое настоящее лицо. Вот он, ветер свободы! И он так подул на Булычева, что того унесло куда-то очень далеко от первоначального творчества.
Честно признаюсь, с творчеством Булычева, с циклом об Алисе и т.д. я знаком плохо. В детстве прошел мимо этого, а позже это было уже не столь интересно. Ну, такие жизнеутверждающие, добрые книги, полусказочные и поучительные, не более того. Возможно, стабильность этого автора, держащего определенную планку качества, помогла его книгам стать известными и популярными до такой степени, что "Булычев? А, Алиса та самая!".
И вот с распадом вышеупомянутого совка кумир детей и подростков решил написать что-то взрослое. Вывести Алису для нового поколения, с учетом отсутствия цензуры. Это уже взрослая Алиса. Агент ИнтерГалактической полиции Кора Орват.
Действие цикла происходит в мире будущего, достаточно шаблонного, с закосом под Ефремова или Стругацких, но не слишком серьезным. То есть в мире есть уже единое правительство, люди летают на другие планеты, но поскольку в идеалы коммунизма мы уже не верим, люди все равно разобщаются, и былые государства просто разрастаются до планетарных масштабов.
Кора Орват явно сексуальный идеал Булычева. Блондинка, с фигурой, с внешними достоинствами, может и навалять, умна, отважна, и т.д. Наверняка он подсмотрел сериал "Ее звали Никита" и содрал образ с героини Петы Уилсон.
Она агент высочайшего класса и выполняет сложные задания (это можно было и не упоминать, итак достаточно очевидно - были бы задания простые, не стоило бы и книгу начинать читать).
Оказывается, в этом продвинутом технологичном мире некая корпорация научилась погружать людей в виртуальную реальность (ВР - так ее сократил Булычев, он вообще по-советски любит все сокращать). И там они забывают, кто они есть, и могут играть роли тех, кого захотят, проживая чужую жизнь вместе с запрограммированными ботами. Мир виртуальной реальности предельно реалистичен, а после него просыпаешься, вспоминаешь, кто ты, и как бы сохраняешь себе хорошие воспоминания о том, как вот при Аустерлице победил или как взорвал Звезду Смерти.
Идея хорошая. Вот только (как говорит Лукьяненко) все, кроме Булычева, понимают, что суть подобных развлечений в процессе, а не в итоговом результате. И если мы проживаем чужую жизнь и не осознаем свою настоящую личность, мы пропускаем весь этот процесс. Мы словно опаздываем на чужой праздник жизни и выслушиваем чужой рассказ о том, как тут было хорошо. Но... окей, допустим, в мире Булычева люди и от этого кайфуют.
Чтобы продемонстрировать возможности ВР, комиссар этой самой космической полиции приводит агента Кору на виртуальный стадион, где сборная России играет с какой-то другой сборной и выигрывает лишь благодаря тому, что прямо на поле с трибуны выпускают бывшего ее игрока, толстого Плюшкина, который тут же худеет и забивает кучу голов.
Каким образом футболиста можно заявить прямо вот во время матча? А черт его знает. Вроде бы Кир так подробно описывает перипетии матча, в правилах разбирается, но почему-то допускает такое...
В общем, описание матча дает нам понять, что ждет нас юмор в стиле позднего Гайдая. Вспомним "На Дерибасовской хорошая погода..." и прослезимся...
Выясняется, что задание агента Коры в том, чтобы защитить принца какого-то княжества. Так вот, этот принц Густав решает поучаствовать в круизе виртуальной реальности и прожить жизнь не кого-нибудь, а самого Тесея! При этом принц прекрасно знает о наличии угрозы для своей жизни со стороны алчных родственников, он вроде бы адекватный и серьезный молодой человек... но он просто не хочет отказываться от своего желания! Так надо, и все! Хочет стать Тесеем, и плевать на всех.
А Коре придется внедриться в этот мир и его охранять, чтоб древнегреческого героя не убили... его родственники, которые тоже влезут в этот мир.
Стоп, это что получается, в виртуальной реальности можно кого-то убить?! КАК ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО?!

Ты не руководишь действиями других персонажей, а попадаешь в заданные условия. В них живешь, из них возвращаешься в действительность с синяками, шишками и жизненным опытом.

С жизненным опытом еще понятно, но с синяками?! То есть лежит кто-то подключенный проводами к системе, его кто-то бьет в виртуальности, а в реальности что? Стоит рядом робот с молоточком и бьет по тому же месту (для натуральности)?!
А может, мир виртуальной реальности материален, как "Мир дикого Запада"? Нет, Булычев это отрицает.
Тогда я просто отказываюсь разглядеть здесь здравый смысл. Зачем вообще создавать ситуацию, при которой клиент может умереть?
Допустим, страх перед смертью дает необходимый адреналин, ради которого некие принцы готовы вываливать огромные деньги. Но ведь клиент не помнит, кто он есть, не отдает себе до конца отчет, где он, следовательно, и в иллюзии он может испытать реальный страх. Тогда в чем смысл подвергать жизнь клиента опасности, а потом с умным видом гарантировать:

Если кто-то погибнет во время виртуального путешествия, это значит, что сама виртуальность порочна.

То есть, резюмируем. Вы можете физически умереть в виртуальной реальности, но фирма обещает, что вы не умрете. Булычев просто бог маркетинга!
А все это ради того, чтобы засунуть своих героев в мир древнегреческих мифов, Минотавра, лабиринта и т.д. Ради этого Булычев готов натянуть любую сову на самый необъятный глобус!
Приключения Тесея описаны без отхождений от оригинала. Все как по учебнику - нашел меч, сандалии, пришел к папаше, стал наследником, убил Минотавра. Все это время Кора должна противостоять врагам, которые действуют не по канону, потому что ими управляют тетя и брат принца из самой настоящей реальности.
Здесь возникает логичный вопрос - если самые главные подозреваемые лично, не используя агентов и посредников, проникают в виртуальную реальность, чтобы убить клиента, что мешает в реальности их арестовать? Ведь они для этого пользуются услугами ТОЙ ЖЕ ЧЕРТ ПОБЕРИ КОМПАНИИ!!!! Они же не могут выйти в виртуальность со своего смартфона или ПК!
Но Булычеву плевать на логику, ведь тогда будет неинтересно! Не будет "очень интересного" противостояния тети и Коры. Но в итоге все повествование, имеющее неплохой потенциал для развития, превращается в дешевый комедийный фарс.
Да, у Булычева есть юмор, но, к сожалению, если в плане сексуальных намеков автор кое-что понимает, то с юмором не вылез еще из детских трусиков Алисы.

— Значит, я могу стать Мессалиной?
— Это кто, проститутка?
— Или мадам Помпадур?
— Наверняка проститутка! Любовница д'Артаньяна. Я читал. Что у тебя за направленность фантазии?

Ну, вы понимаете, комиссар не знает, кто такая Мессалина. Ну, они же все, эти гэбисты необразованные. Смешно же! (нет)

Сейчас все объясню. Оракул... послушайте, где у вас тут туалет? Меня тошнит, черт побери! Чем вы напоили высокопоставленную гостью, а?

Тоже смешно ведь! Вот такая дама воспитанная, а заявляет, что ей нужно справить некоторые естественные надобности. Ну, разве нет?!
Нет...
И так всю книгу.
Ну, и разумеется, раз Булычев дорвался до сексуальных фантазий, он их воплотил. Очень сладострастно автор детских книжек рассказал о процессе зачатия Минотавра. Как царицу Пасифаю засунули в деревянную корову, и как ее оприходовал самый настоящий бык.

Бык взгромоздился на деревянную корову, и изнутри вскоре донесся отчаянный женский вопль. Однако я был бессилен помочь несчастной, потому что бык вряд ли позволил бы мне вытащить ее из деревянной коровы. Когда бык утолил свою страсть и удалился пастись, я подошел к корове и, с некоторым ужасом, открыл окошко внутрь. Я боялся увидеть холодеющий труп Пасифаи, но вместо этого увидел разъяренную львицу, которая потребовала, чтобы я заставил быка возвратиться и продолжить любовное насилие!

Воображаю себе, как у возбужденного Кира капала слюна на печатающую машинку, когда он это писал.
Секс с быком вроде как нечто экстраординарное в этом мире. Однако выше упоминалось о семейной жизни кентавра Хирона с обычной человеческой женщиной. А ведь у кентавра хрен, наверно, о-го-го! Не меньше, чем у быка. Налицо противоречие, но автора это не волнует.
Еще Кора постоянно любит обнажаться. Происходит это примерно так. Она лезет купаться, с ней играются дельфины, а потом что-то случается, ей нужно куда-то бежать, известно кого спасать, а одеваться нет времени. Так и ходит. По ходу дела флиртует с Тесеем, куда ж без этого, но дальше этого ничего не происходит. А даже странно - то есть нормальные гетеросексуальные отношения не интересуют Булычева?
Однако когда главные герои возвращаются в реальность и в фарсовом представлении побеждают всех своих врагов, принц Густав все-таки решает полностью "внедриться" в агента.
Это как "девушка Бонда", только "парень Коры".
Им постоянно мешает голограмма комиссара, и "внедрение" происходит не полностью. Однако на этом книга заканчивается, и что можно сказать?
Здорово, конечно, когда нет цензуры и авторы вольны творить все, что им заблагорассудится. И книга в целом не столь уж плоха. Она просто проходная, слабая, слишком несерьезная, а юмор в ней слабый, недостаточно острый в пошлых моментах и слишком плоский в непошлых.

Комментарии


Просто у Игоря Всеволодовича контузия = в СССР "секса не было" (см. сублимация , как основа успешной коллективизации+индустриализации/догоняющего развития), а в постСССР из доступных благ цивилизации для масс, по причине их обнищания, доступен только секс.

Отсюда мораль - маятник слишком отклонили в обе стороны, и сейчас он приходит в равновесие.

Т.к. "рожденые в СССР" при капитализме жить только НАЧИНАЮТ, то и секс у них, по определению - первобытный/животный.


Благодарю вас за столь подробный комментарий. Слушать/читать подобную мерзость расхотелось напрочь.