Больше рецензий

2 января 2019 г. 15:57

1K

5

«…Вечная потребность в сверхъестественном будет поддерживать в несчастном человечестве вечную веру…»

Романом «Лурд», опубликованном в 1894 г., открывается трилогия Эмиля Золя «Три города», в которую ещё входят «Рим» и «Париж». Задумка написать книгу, сюжет которой развивается в этом необычном южно-французском городе, пришла автору в 1891 г., во время первого посещения Лурда. В следующем году Золя вновь посетил это необычное место и, как и в прошлый раз, провёл много времени в окружении паломников, устремлявшихся к гроту Масабьель. И в наши дни Лурд остаётся одним из самых посещаемых паломниками мест, благодаря событиям середины XX века. Речь идёт о неоднократном явлении Девы Марии Бернадетт Субиру, малограмотной девушке из очень бедной семьи. Эмиль Золя отличался довольно критическим отношением к институту церкви и к религии, как таковой, поэтому неудивительно его более рациональное толкование чуда или «чуда», благодаря которому юная окситанка была канонизирована Римско-католической церковью (в 1933 г.). Но уже при жизни находились, как сторонники версии Бернадетт, так и противники, находившие более реальные объяснения того, что произошло с девушкой. История Бернадетт развивается параллельно главной сюжетной линии, а именно паломничеству Мари де Герсен в компании отца и друга детства, аббата Пьера Фромана. Мари несколько лет прикована к кровати, испытывает страшные боли, и последней возможностью исцелиться считает прикосновение к святому месту и помощь Девы Марии. Пьер же терзаем сомнениями. Молодой человек надел сутану по желанию матери, таким образом, пытавшуюся искупить грехи его отца-учёного. Конечно, настоящие желания и стремления сына её мало волновали. А взор Пьера всё чаще падал на юную соседку, Мари де Герсен. И теперь Пьер решает, что если Мари исцелится, то, возможно, увидев такое чудо, его душа сможет обрести столь желанный для человека, а тем более, для священнослужителя покой и непоколебимую веру.

«…Когда человек до дна испил горечь жизни, он обращается к божественной иллюзии - вот где исходная точка всех религий…»

Первая встреча с героями происходит в вагоне поезда, заполненного паломниками и страждущими исцеления. Эмиль Золя никогда не изменяет стремлению наиболее реально описать события, в которых очутились его герои. В вагоне поезда, следующего из Парижа в Лурд, нечем дышать, постоянно слышны стоны людей, страдающих от страшных недугов. Здесь есть и маленькие дети, непонятно за какие грехи вынужденные мучиться, их безутешные матери, бледные и уставшие от столь изматывающей борьбы за жизнь самого сокровенного существа. Здесь есть и молодые девушки и юноши, обезображенные болезнью. Здесь есть и пожилые люди, чей уход в мир иной сопровождается нечеловеческим муками. И все эти люди, в сопровождении сестёр милосердия, священников, врачей и благодетелей, устремляются к своей последней надежде.

Лурд – место удивительное, кто-то найдёт здесь исцеление, кто-то упадёт духом, кто-то преисполнится сомнения. Мари де Герсен страстно убеждена в том, что Дева Мария обязательно её исцелит, ведь она видит как, чуть ли не каждый день, происходят исцеления. Пьер же в это время мечется между попытками поверить и неотступными сомнениями: правда ли люди исцеляются, чудо ли это, или же это просто сила самовнушения? Скепсис молодого аббата вызывает и то, каким образом всё устроено в Лурде, нацелено на прибыль, как на вере людей наживаются в этом месте. Да и сам процесс исцеления, экзальтация людей, которые в исступлённой вере все вместе, с различными болезнями, опускаются в воду, - не добавляет веру в душе Пьера, а наоборот, вызывает массу вопросов о чистоте такой процедуре и необходимости защиты от микробов. Кроме того, Эмиль Золя через мысли Пьера даёт своё рациональное объяснение «чудесных» исцелений, которое далеко от сверхъестественного. Пьер, несмотря ни на что, так и не найдёт покоя, а последние мгновения романа, который заканчивается в вагоне того же самого поезда, но уже идущего обратно в столицу, совсем не прибавляет уверенности религиозным чувствам героя…

Очень сильный роман, тяжёлый эмоционально, заставляющий задуматься на определённые темы, написанный исключительно честно, как впрочем, и всё, что выходило из-под мастерского пера Эмиля Золя. К тому же, прибавилось в моём списке героев-священников, а этот типаж вызывает у меня стойкий интерес.