Больше рецензий

kr_andr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2019 г. 15:15

200

3 Эдгар Аллан По. Рассказы

Моё знакомство с Эдгаром По произошло практически случайно. В течении одного из дней (то ли 2018-го, то ли 2017-го года) я вдруг переоткрыл для себя его стихотворение "Ворон". Не просто прочитал и оно понравилось, а погрузился - так глубоко и разносторонне, как мало во что до того - переводы, истории, прочтения - вот это всё, сразу и в большом количестве. Я, что называется, загрузился "Вороном".

И практически сразу же, попал в один московский литературный салон на встречу посвящённую поэзии в целом и Эдгару По, в частности. Там читали (и я читал) различные переводы его поэмы, сравнивали, определялись. Слушали аудио-записи литературного чтения оригинала. Смотрели видео по мотивам. А также, в формате билингво, ознакомились и с другими стихотворениями автора. И они меня зацепили! То была совершенно новая, чувственно-эмоционально-образная, музыкальная поэзия. Все переводы стихотворений я читал словно подстрочники - потому что было очевидно - перевести Эдагара Аллана По практически не возможно. И лучше даже не пытаться - передайте мне смысл, а звуки я прочту его.

С тех пор мне захотелось узнать больше и открыть для себя прозу По. Открыл. Оказалось, новеллист По - это одно сплошное Но.

Во-первых, и этого я не могу сдержать в себе, По дичайше зануден. Да, не спорьте. А еще интеллектуально ограничен, не спорьте. Твердолоб (с этим вроде у историков сомнений не много). Не последователен. Самовлюблён (но это, для писателя, не порок). Не толерантен, что, в общем, тоже для искусства не порок.

Итак, у По есть несколько основных направлений прозы - детектив, фантастика, мистика, психология (которая, зачастую, вплетается в какой-либо другой раздел) и эссеистика. Пройдемся немного по некоторым.

Мне не понравились абсолютно все детективы По. Это какое-то сплошное нагромождение недосказанностей и условностей. Понимаете, когда в 12 негритятах, в конце, чувачок привстает и выходит из образа убитого, то картина складывается в одно целое. И ты говоришь: да, этого нельзя было угадать, окей, но это вполне могло быть. И главное пазл прекрасно сложился. А что у По?.. Обезьяна?! Вы серьезно?! Вот так сразу и обезъяна!? Хочется ругаться не от фантастичности, а от того, что тебе выкладывают то, чего ты совершенно не можешь уразуметь в этой детективной истории рассказанной - на минуточку (и это принципиально) - тоном железобетонной логики - сидит такой логик, мудрец и Бог - ведает нам, дуракам, всю правду. Или тоже история, детектив и в конце парень: "И тут я говорю своим, пригодившимся мне, умением чревовещателя", "И тут я всовываю в труп китовый ус", "И тут я...", "И тут я..." - да что за антилогика?! Всё что По выдает за логическую цепочку - содержится исключительно в его голове и к нашей, читательской, действительности не имеет ни малейшего отношения.

Так мало того, он еще любит наинуднейшим образом объяснять свою логику только ему наперед известных поступков. К примеру, в книжке есть ребус составленный заменой букв алфавита символами. Герой разгадывает ребус. О чем сообщает своему другу. "Вот как? Интересно, и как же вы его разгадали?" - на нашу беду спрашивает друг. И герой на нескольких(!) страницах берется объяснять, как он вычислил самую часто употребляемую букву, как нашел вторую, третью, как дальше искал слова, как складывал ключ. Да ё моё! Книга превращается в статью о какой-нибудь Энигме на Википедии. Причем скучно написанной. И только дойдя до половины(!) разгаданного алфавита, герой говорит: "Далее, думаю, понятно и объяснять не надо". С-п-а-с-и-б-о!

Но - По был первый. Он один из первых открыл жанр детектива в его современном виде с преступлением, разгадкой и вот этим всем. Поэтому ему прощается.

Если говорить о психологической прозе, то в ней практически всё те же проблемы - какие-то нелепые (с современной точки зрения) аналитические выводы, нудятина подачи и повсеместно выпрыгивающие чёртики из табакерки. Если ты сам, автор (призываю тебя к ответу!), ратуешь за логику, за правду, за п-о-с-л-е-д-о-в-а-т-е-л-ь-н-о-с-т-ь, то что ж ты столько тузов из рукава тащишь?

Отдельное мучение - это когда По начинает разбирать существо человеческое, его мотивы, его душу. Взять хотя бы, продвигаемый им, термин "бес противоречия" - совершенно не разобравшись в психологии человека, автор выдумывает свою реальность, которую по наивности считает общей и задвигает придуманную им теорию. Причем тон повествования - не терпящий сомнения в изрекаемых истинах. Вообще складывается такое мнение, что По всегда прав. Всегда уверен, что прав. Никогда не потерпит никаких споров. Единственное на что он готов - это соизволить дать нам, людям, истину. А уж мы должны поверить. Проблема в том, что современная психология разбивает его потуги без каких-либо серьезных напрягов.

Но и здесь По был один из первых, со своим этим анализом.

Про эссеистику говорить не буду - она, со своими проблемами, близка затронутой выше психологической прозе. Поэтому перейдем сразу к самой ожидаемой - мистической части. Здесь По можно разделить на две части. В ряде своих "страшных" новелл он всё столь же порочен - псевдо-психология, нотки истины в последней инстанции, чёртики из табакерки и всё такое прочее.

Сразу скажу - "Но и здесь По был первый". И далее перейду к тем редким жемчужинам, которыми всё таки он богат. Да, есть чудеснейшие мистические и хоррор рассказы, которые приходят (и должны приходить) на ум при упоминании Эдагар Аллана По - но их мало, гораздо меньше, всего прочего. Чем же они так хороши? За счет чего выбиваются из общего сонма "Но"? На самом деле, всё просто - в этих, замечательных, новеллах По не извергает истин, не учит, не мудрствует, не выкидывает чёртиков, не занимается прямым анализом души человеческой - по сути эти лучшие образцы его прозы - поэзия. Именно так. Он не описывает детективный сюжет, не стремится к тому, чтобы заставить нас извинять его - он делает то чем восхитительна поэтическая часть его натуры - наполняет книгу образами. И только. На образах, на нюансах, не прерывая повествования - течет "Падение Дома Ашеров" и "Лигейи".

Отчего ж ты мнил себя мыслителем, мудрецом, спасителем - и не желал быть поэтом, а, Эдгар Аллан По?