Больше рецензий

27 января 2019 г. 16:38

639

5

Уверенно могу сказать, что "Молитва" - это прекрасная и вдохновляющая книга, как и другие, прочитанные мною у К. Барта произведения. Его творчество я высоко ценю с тех пор, как занялась им в рамках написания своей ВКР.
Произведения К. Барта обычно носят либо высокоинтеллектуальный, теологический характер, либо пасторский, проповеднический. Работы второго типа написаны попроще, и "Молитва" относится именно к ним. Вообще, название "молитва" - собирательное, это сборник, куда входят пятьдесят молитв, прочитанных К. Бартом в рамках его пасторской деятельности, и толкование молитвы Отче наш, как самостоятельное произведение.
Пятьдесят молитв - это не канонические тексты, но импровизированные молитвы К. Барта, которому, по его словам, всегда было сложно подчиниться церковной дисциплине и каждый раз читать во время литургии одни и те же тексты. Так что, чтобы разнообразить службу, после проповеди К. Барт читал для прихожан молитвы собственного сочинения. Все они, впрочем, привязаны к определённым событиям литургического года. Их особенность заключается в том, что в них нет места никакой фантазии, вольности в обращении к Богу. Несмотря на "неканоничность" этих молитв, они всё же структурированы одним и тем же образом. Молитвы различаются лишь по случаю прочтения (например, рождественская молитва, заупокойная, пасхальная и т.д.), но славословия, прошения да и в целом речевые обороты в них повторяются. Казалось бы, зачем тогда опубликовывать пятьдесят очень похожих между собой молитв? Этому есть объяснение во второй части книги, толковании Отче наш.
Поскольку я начинала читать книгу задом наперёд, то есть прочла сперва молитвы, а затем толкование, то мне не совсем было ясно однообразие пятидесяти молитв. Хотя, несомненно, это очень глубокие и поэтичные молитвы. Преображение строго интеллектуала, теолога К. Барта в обыкновенного, глубоко верующего и преданного христианина меня всегда приятно поражает. Тут чувствуется какое-то взаимосообщение, как в ранний период Средневековья между схоластикой и мистикой.
Так вот, во второй, но хронологически первой части (полное название - "Отче наш в катехизисах Реформации"), К. Барт объясняет роль и понимание молитвы в протестантизме, ссылаясь преимущественно на Лютера, Кальвина и Гейдельбергский катехизис. Сперва автор говорит о молитве в целом, как о феномене, затем переходит непосредственно к разбору Отче наш. Необходимо отметить несколько моментов, связанных с тем, как воспринимали молитву сами реформаторы. Это те моменты, которые показались мне наиболее важными.
Во-первых, не существует принципиальной разницы между индивидуальной и соборной молитвой. Чтение молитвы подчинено определённой дисциплине, поэтому тут не может быть никаких вольностей. Именно с этим связано то, что написанные К. Бартом молитвы кажутся такими одинаковыми: они подчиняются определённым канонам. Молиться следует в сосредоточении и относиться к этому делу серьёзно. К. Барт считает, что это обосновано тем, что Иисус Христос не просто так показал на примере Отче наш, как нужно молиться: каждая строка этой молитвы имеет определённый и глубокий смысл, она строго разграничена.
Во-вторых, недопустимо в молитве обращаться к святым. Это связано с очень важным для Реформации пониманием Божьей благодати. В молитве христианин просит о благодати, которую может дать лишь Господь. Тут невозможны посредники, поэтому молиться святым просто не имеет смысла.
На примере Отче наш К. Барт объясняет те общие для молитв положения, которые он изложил во вступлении. Эта часть книги понравилась мне больше всего. Это простое и небольшое, но вместе с тем потрясающе глубокое исследование одной молитвы. Каждая её строка начинает обретать новый смысл. Автор как бы ведёт читателя по тексту молитвы, останавливаясь на каждом её слове. Он толкует Отче наш, обращаясь к Евангелию, Ветхому Завету и, конечно, к реформаторам. Я действительно думаю, что очень важно вспоминать об особом смысле этой молитвы во время прочтения Отче наш. Но толкование К. Барта полезно ещё и в практическом смысле: есть есть проблемы с запоминанием текста молитвы, то эта книга может помочь наконец запомнить его.
"Молитва" - замечательная книга, оставляющая очень положительные впечатления. Думаю, что после её прочтения я начала ценить уже любимого мною К. Барта ещё больше. Кроме того, она позволяет лучше понять ход протестантской литургии, её сходства и некоторые различия с католической Мессой.