Больше рецензий

16 февраля 2019 г. 16:31

373

4.5 Вопрос к

Как же ПРОБУДИТЬ у ребёнка любовь к чтению — этот вопрос волнует многих их нас, но четких ответов я не нашла даже у Пеннака.

С малышами вроде всё понятно. Автор утверждает, что основу будущей любви закладывают родители ежедневными ритуалами чтения на ночь. От нас требуется не так уж и много - просто читать, читать то, что хочет ребенок. Если маленький человек хочет каждый день одну и ту же историю — читать ее. Никаких «я сегодня устал/устала». Чтение - это ритуал. Хоть 10 минут, но читать.

Потом, когда придёт время, ребенок научится самостоятельно читать, он рано или поздно захочет прочесть несколько строк из любимой сказки, на пару минут забрав у нас книгу во время вечерних чтений.
И никаких вопросов: про что мы читали? Какой герой понравился? Чтение — это наслаждение.

В дальнейшем не возводить чтение в ранг «надо». Никаких «надо читать», «прочитай рассказ - посмотришь мультик/поиграешь в игру». Чтение не должно выступать предметом какого-то торга. Наградой быть может и должно.

Помните, как наши бабушки, а, может, некоторые родители говорили: не читай так долго, глаза устанут. Спать пора — убирай свою книжку. Кто из вас читал с фонариком под одеялом? Наши родители не особо-то пеклись о том, чтобы мы много читали. Сейчас же мы, по большей части читающие родители, печёмся о том, чтобы наши чада читали. Но зачастую в своём сильном желании получаем обратный эффект, передавливая на детей, требуя или выторговывая чтение. Как итог — не желающие читать подростки.

Интересно, что предлагает француз по части пробуждения любви к чтению у подростков? В его теории и практике расшевелить любовь к книгам можно даже у тех ребят, для которых чтение не самое приятное, а порой даже мучительное занятие. Он считает , что подросткам, которые «не расчитались» в детстве, надо читать вслух и это рано или поздно даст плоды. Автор приводит в качестве примера увлекательные истории, как дети, далекие от чтения, подсели на книги. Но он не акцентирует внимание, что учитель кормил их тем, от чего невозможно отказаться. По-моему, это дано не каждому учителю — подобрать произведения, которые с жадностью начнут читать; бросить чтение на самом интересном месте, чтобы захотелось со скоростью света влететь в библиотеку и заполучить нужную книгу. Про это Пеннак не пишет. Для него это априори. Нащупать нужную книжку не так-то легко в море детской и подростковой литературы. И ошибиться нельзя в выборе. Так что задачка не из легких — привить нечитающему подростку любовь к чтению.