Больше рецензий

21 февраля 2019 г. 14:55

168

3 «— Действуйте со всей решительностью» ( В. Ф. Трибуц.)

картинка JohnMalcovich
Чероков Виктор Сергеевич

««Правда» писала в те дни: «Корабли, транспорты, буксиры с баржами идут по озеру бесконечной чередой, днем и ночью, в любую погоду. Это страна шлет Ленинграду, его фронту, его флоту снаряды и пушки, бензин и соляр, муку и мясо, ячмень и гречу».»

Автор книги еще в 1939 году был назначен командиром бригады торпедных катеров на Балтике. Позднее его назначили командующим Отрядом кораблей реки Невы. Которых еще не было и отряд предстояло только сформировать. Одной из первых задач, которую пришлось выполнять катерам Черокова стала прокладка кабеля по дну Ладожского озера. Телеграфной связи между Ленинградом и Москвой не было, все переговоры велись по радио. Судоходство осуществлялось по каналам, прорытым еще во времена Петра I. Ближайщая железнодорожная станция от Новой Ладоги – Волхов – находилась в 25 км, а перевалочная база для выгрузки барж еще южнее. Не было предусмотрено на Ладоге ни топливных, ни ремонтных баз, а без них корабли долго не проплавают. Да и большая часть озера находилась под контролем противника.
Справка: Ладога озеро огромное — крупнейшее в Европе. Длина его с севера на юг — более 200 километров, ширина — почти 140 километров. Площадь озера — 18 400 квадратных километров. Наибольшая глубина 230 метров. Климат мало отличается от ленинградского — мягкий, влажный, с малым числом ясных дней. Вода пресная, исключительно прозрачная. Преобладает неустойчивая погода. Штормы возникают внезапно. Только задует ветер, по озеру уже бегут волны. Они могут достигать высоты 6 метров. Часты туманы, сплошные и продолжительные, особенно в южной части озера. Северное и северо-западное побережье Ладоги изрезано шхерами. Берега скалистые, высокие, а на юге, наоборот, — низкие, пологие, во многих местах заболоченные; на подходах к ним много отмелей, усеянных валунами, что создает дополнительные трудности для судоходства.
В октябре 1941 года Чероков принял командование над Ладожской военной флотилией, став шестым по счету командующим. Буксиры и тральщики, оперирующие на озере постоянно, нуждались в угле, который приходилось забирать из Ленинграда, где были и без того скудные запасы. Начали строить причалы, которые почему-то не строились едва ли со времен Петра. Причем стойка шла под бомбами противника. Периодически на строящиеся причалы прибывали баржи с женщинами и детьми.
«— Что они здесь делают?
— Ждут погрузки на суда. Пытались мы убедить городские власти: учитывайте наши возможности. Нет, присылают и присылают людей. А здесь и укрыть их негде, и с питанием такие трудности...
Связываемся с горкомом партии, с горисполкомом. У товарищей один довод: они выполняют план эвакуации. «А перевозка через Ладогу — это уж ваша забота. Делайте так, чтобы люди не задерживались».
Тем временем, кабель, прокладываемый по дну озера, не действовал. Связи не было. Для налаживания связи пришлось использовать многожильный бронированный гидроакустический кабель, который закупался за границей для морских шумопеленгаторных станций. Вице-адмирал Трибуц лично распорядился доставить этот кабель на Ладожское озеро.
картинка JohnMalcovich

Военные корабли и катера занимались перевозкой на западный берег муки и зерна. Поэтесса Вера Инбер даже написала стих про хлеб из этого зерна:

« Не зря старушка в булочной одной
Поправила беседовавших с ней:
«Хлеб, милые, не черный. Он ржаной,
Он ладожский, он белого белее... Он святой».
И молитвенно старушка
Поцеловала черную горбушку.»

В связи с тяжелой обстановкой и нехваткой оружия, вскоре со всех кораблей были сняты крупнокалиберные пулеметы и переданы фронту. Пулеметы передавались вместе с расчетами, и моряки уходили воевать на сушу. Когда начались морозы, то сотни красноармейцев пилами и пешнями ломали лед перед судами. А гидрографы уже создавали первую экспедицию по прокладке ледовой трассы. «Шли на лыжах, тащили за собой санки с компасом, пешнями и вехами. То и дело останавливались, проверяя толщину льда и обозначая вехами будущую трассу. Местами слой замерзшей воды под ногами был настолько тонок, что приходилось ползти, а под сани подкладывать лыжи в качестве настила.»
22 ноября по трассе прошла первая автоколонна. Машины следовали со снятыми дверцами кабин (чтобы в случае беды шофер и его помощник могли выскочить из машины). В кузовах лежало всего по пять мешков муки и столько же на буксируемых грузовиками гужевых санях. Так начала действовать ледовая Дорога жизни. Официально она называлась ВАД-102 (военно-автомобильная дорога) и ее начальником стал генерал-майор А.М. Шилов.
Справка: в декабре в Ленинград ежедневно доставлялось до 800 тонн продовольствия. Это позволило 25 декабря увеличить нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим с 250 до 350 граммов, служащим, иждивенцам и детям — со 125 до 200 граммов. Население не только голодало, но и холодало. Запасы топлива катастрофически сокращались. Ленинградцы с разрешения Исполнительных комитетов городского и районных Советов разбирают на дрова старые деревянные дома. Жгут мебель. Еще в ноябре в квартирах ленинградцев погас свет. Замерли трамваи и троллейбусы. В январе перестали действовать водопровод и канализация. Электроэнергию получали только важнейшие оборонные заводы и госпитали.
Моряки перевели корабли с угольного и нефтяного отопления на дровяное.
В январе 1942 года в город прибывает зампредседателя СНК СССР А.Н. Косыгин, под руководством которого разрабатывается план эвакуации населения и вывоза уникальных ценностей и промышленного оборудования.
По ту сторону фронта:
В 1942 году на Ладожском озере создалась объединенная немецко-итало-финская флотилия. Организационно озерные силы противника были разделены на две части: «морскую группу» и «восточную оперативную группу». Формально обе возглавлял финский полковник артиллерии Е. И. Иорвинен, подчиненный командующему германским 1-м воздушным флотом генерал-полковнику Келлеру, на которого возлагались не только боевые действия в воздухе, но и комбинированные операции воздушных и военно-морских сил на Ладожском озере (кстати, экипажи десантных барж были укомплектованы личным составом войск противовоздушной обороны, входивших в военно-воздушные силы Германии). Фактически же использованием сил на озере руководил прибывший со своими десантными баржами полковник Зибель.
В «морскую группу» входили немецкие минные заградители под командованием капитана 3 ранга фон Рамма и четыре итальянских торпедных катера под командованием капитана 3 ранга Бианчини. «Восточная оперативная группа» насчитывала тридцать самоходных барж и 2400 человек личного состава.
Для поддержки кораблей с воздуха выделялись авиационная группа специального назначения — двадцать истребителей, семь разведывательных самолетов и несколько транспортных самолетов Ю-52 с базированием на аэродромах Ладожского побережья.

При информировании командующего флотом о десантах противника, ответ был простым, как и сам Трибуц: «— Действуйте со всей решительностью» говорил он обычно. И моряки действовали.
Потом на фронт прислали новые танки. Но без аккумуляторов. Ворошилов, которому пожаловались танкисты, быстро нашел выход. Аккумуляторы сняли с кораблей флота!
Из парадоксов войны: когда еще не закончилась блокада, но ж\д дорога уже начала функционировать, то толпы людей вдруг возжелали вернуться в Ленинград. И снова людей везли баржами через Ладогу. «Их не страшило, что блокада еще не снята, что враг бомбит и обстреливает город. Для въезда в Ленинград требовался специальный допуск, и все же в 1943 году только мы перевезли на западный берег 162 076 человек.»
Справка: за весь период блокады Ленинграда через Ладогу было перевезено в обоих направлениях 1 848 645 человек и 2 335 051 тонна грузов. Из всего этого количества на ледовую трассу приходится 736 145 человек и 645 965 тонн грузов, а на водную трассу — 1 112 500 человек и 1 689 086 тонн грузов.

Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ советский вместе с Ленинградом
Споет о Ладоге родной.