Больше рецензий

26 марта 2019 г. 16:50

2K

4 «Надо думать о каждом человеке по будням, тогда и получится народ»

Последняя часть трилогии Юрия Германа «Дорогой мой человек» рассказывает о послевоенных годах и захватывает довольно большой временной промежуток.

Многие действующие лица уже знакомы по предыдущим книгам, но появляются и новые персонажи, причём не всегда это эпизодические роли.

«Человек способен на разное. И на очень высокое и на очень низкое. На ужасающе низкое», - этим разным сторонам человеческой личности и посвящено повествование.

Подлость, лицемерие, глупость, ханжество, жизнь по двойным стандартам – такими чертами наделены отрицательные персонажи. А их на страницах книги немало.

Иногда создаётся впечатление, что горстка положительных героев выживает на вражеской территории: настолько ярки, объёмны, детально выписаны те, кто плетёт интриги, злоупотребляет властью, прикрываясь высокими идеалами.

Отрицательные, язвительно-меткие, карикатурные характеристики «подлецов души», несомненно, Герману удаются. Иногда в ущерб положительным. При этом разделение на положительных и отрицательных героев прямолинейно и непоколебимо.

Фигура Владимира Устименко к концу повествования, наконец, приобретает некоторые живые черты. Постепенно начинаешь понимать, за что именно любят этого человека, как он в действительности хорош и даже велик.

«На поиск своего места в жизни уходят лучшие годы этой самой жизни», - произносит седеющий доктор. На то, чтобы вытащить на поверхность лучшие человеческие качества Юрию Герману понадобилось три весьма объёмных книги.

Поднято очень много политических, культурных, обществоведческих пластов. На этом фоне финал кажется бедным и скомканным.

Всё кончается на какой-то слишком возвышенной сентиментальной жизнеутверждающей ноте. Как разрешились острые ситуации, осталось за кадром.

Время также не имеет чётких границ (это характерно для всех частей трилогии): бывший страницу назад лейтенантом Устименко уже майор; едва разобравшись в своих отношениях с Варей, он уже 19 лет на ней женат. В фильме выпавший временной кусок обычно восполняется всплывающей строкой «Прошло N лет» - в книге нет даже этого.

Владимир Устименко, центральная фигура романа, на которой сходятся так или иначе все сюжетные линии, всё-таки получился лишь одним из когорты таких людей, как доктор Богословский, Штуб, Аглая, Варвара, старуха Ашхен Оганян, Вагаршак, Люба, Афанасий Степанов и других.

Впрочем, это скорее достоинство, чем недостаток романа, посвящённого не человеку, но времени и людям вообще. Говоря словами германовского героя, «бывает, понятием «народ», довольно отвлеченным и даже абстрактным, больше клянутся по торжественным дням, а надо думать о каждом человеке по будням, тогда и получится народ».