varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

29 марта 2019 г. 22:03

2K

5 Свободный человек мистер Фейнман.

Прочитав эту замечательную книгу, понимаю, что не могу оценить её по достоинству. Если бы я любила и понимала физику или чуть больше в ней разбиралась, то мои восторги были бы возведены в квадратную степень. Но даже не умея отдать должное научным шуткам, я признаю, что Ричард Фейнман неординарный человек! Он из тех любознательных учёных, для которых нет скучных тем: его увлекает биология, философия и музыка; он с энтузиазмом бросается в эксперименты с гипнозом или галлюцинациями; любые головоломки, шифры, секреты должны быть обязательно им разгаданы... Кто-то назовёт его профессиональным игроком на банджо или художником, кто-то - лучшим взломщиком сейфов... Если Фейнман собирается в Бразилию, то изучает испанский/португальский язык, перед посещением Японии - японский...
Главное, что всё перечисленное, а также то, о чём не упомянула (слишком много у этого учёного увлечений), мистер Фейнман делает шутя! Весело и с настроением! Он мастер розыгрышей и везунчик.
Я впервые прочитала биографию, в которой не найдётся скучных фактов, перечисления дат и достижений, она сплошь состоит из курьёзов, весёлых случайностей, безобидных мистификаций.
Я сознательно не пишу в своей рецензии о физике, эти заслуги мир оценил и без меня. Великих учёных много, Ричард Фейнман из той породы талантливых личностей, которые заботятся о репутации научного работника, развенчивая мифы кропотливыми опытами и экспериментами. Я очень рада, что узнала его не только как одарённого физика, но и как честного, принципиального, остроумного и просто замечательного человека!
Хочется привести фразу из речи, произнесенной мистером Фейнманом на выпускном акте Калтеха в 1974 году, подобное напутствие не помешало бы и современным студентам:

Поэтому я хотел бы пожелать вам лишь одного — удачи, которая приведет вас на работу в такие места, где никто не станет мешать вам хранить честность, где вам не придется расставаться с ней ради того, чтобы сохранить свое положение в организации, или получить финансовую поддержку, или еще ради каких-то целей. Желаю вам такой свободы.


картинка varvarra

Книга прочитана в игре Собери их всех!

Комментарии

Уже не раз слышу про эту книгу! Пора, наверное, в виш закидывать её:)

+1 29.03.19

Пора! Очень рекомендую! Читается легко и быстро, а мистер Фейнман влюбляет в себя бесповоротно и навсегда.

+1 29.03.19

ОК, последую твоему совету, Наташа:)

+1 29.03.19

Читай, не пожалеешь)

+1 29.03.19

Надо же, а мне вот он совсем не понравился...

+1 29.03.19

Ой, как жаль... может не в настроение читалось?

+1 30.03.19

Возможно. Из всей книги запомнились только постоянное самовосхваление (везде-то я самый лучший) и шатание Фейнмана с девицами по барам (женат при этом). Плюс попытка завуалировано оправдаться за Манхэттен наравне с гордостью за своё участие в этом проекте. Ничего ужасного в каждом из этих моментов, конечно, нет, их можно понять, но всё вместе лично меня отталкивает от него как от человека.

+1 30.03.19

А мне наоборот понравилось, что он рассказывал о девицах, не скрывая подобные факты. Хуже, когда делятся только лицеприятными историями, Фейнман же не раз признавался, как "лопухнулся".
Именно откровенность понравилась плюс, конечно, юмор.

+2 30.03.19

За откровенность, безусловно, плюс ему. А вот сами факты всегда ведь можно как минимум с двух сторон рассмотреть. И даже забавно, насколько по-разному мы увидели и восприняли Фейнмана - как раз с противоположных концов :)
В любом случае одна маленькая книга, конечно, не раскроет нам человека. Даже у наших великих вон сколько биографий, а однозначности нет.

+1 30.03.19

Разные взгляды на произведение/героев/факты - это нормально)

+1 30.03.19

Абсолютно :) Но всё равно порой удивительно насколько по-разному мы всё понимаем и оцениваем. Удивительно и интересно :)

+1 30.03.19

Простите, не знаком с Вами, уважаемая, но жёны Ричарда Фейнмана прекрасно знали о его похождениях. Не будем отрицать тот факт, что на своей первой жене он женился несмотря на протесты своей родни, знавшей о том что она уже смертельно больна? Про второй брак умолчу, учитывая что он продлился совсем недолго, и был ошибкой с обеих сторон. Ну а про третий и последний брак в книге сказано достаточно, и не говорится о том что Ричард Фейнман изменял своей жене.

Про проект "Манхэттен"... Тогда было такое время, что тут добавить? А Вы в курсе того что академик Сахаров, получивший Нобелевскую премию мира, один из создателей термоядерной бомбы, предложил, опять же в СВОЁ время, просто затопить США, сбросив термоядерную бомбу в Атлантический океан? Шла Холодная Война! И, к чести Ричарда Фейнмана, он всегда старался сторониться "госпроектов", но ему это не всегда удавалось

+1 30.03.19

Добрый день! Понимаю Ваше желание встать на защиту уважаемого Вами человека, но не стоит, правда. От того, что мне что-то в нём не понравилось, ничего ведь не изменится. И потом никто не отрицает его заслуги как учёного. Он большая умница, спору нет. А вот как относиться к нему как к человеку - это уже дело каждого, и все в нём исходят из собственных жизненных принципов. Например, Ваши слова

жёны Ричарда Фейнмана прекрасно знали о его похождениях

для меня вовсе не звучат оправданием его гулянок. Понять мне это сложно, ибо другое воспитание. Мы же говорим именно о личной оценке.

Что касается

Тогда было такое время, что тут добавить?

Опять же, тема ответственности учёного за свои открытия - стара как мир и тоже имеет два противоположных лагеря мнений. Я с теми, кто считает, что человек всегда ответственен. Про Сахарова не знала, но как Вы понимаете, и он не найдёт моих симпатий в этом своём предложении. Никакая война не будет оправданием людских жертв. Наивно, да? Может быть, но такое вот моё мнение. И я его никому не навязываю.

+2 30.03.19

Добрый вечер) я понимаю и приемлю Ваш пацифизм, не считаю его наивным и вполне допускаю право на жизнь Вашей точки зрения. Вы абсолютно правы: о тему ответственности ученых сломано немало копий.

Ну а в защиту любовных похождений Фейнмана скажу: нигде не упоминается о его изменах. Я вполне допускаю, что они были, но прямым текстом об этом не сказано

+2 30.03.19

Спасибо :) Так на самом же деле наивный. Это как верить в сказку, ведь мирное сосуществование, увы, не в человеческой природе. История уже тысячи раз это подтвердила и подтверждает до сих пор. Сама я войну не застала, но застали мои родители. А их родители - репрессии и ссылки. Поэтому когда представляю себе жителей той же Хиросимы... В общем, не могу быть равнодушной. Это всё незаживающие раны миллионов людей.

Знаете, было бы странно, если бы Фейнман сказал об этом прямым текстом :) Но я ведь его совсем не осуждаю. Не принимаю - да, но понять могу и не осуждаю. Каждый сам решает, как ему поступать, исходя из своих моральных принципов.

+2 30.03.19

Ну уж не знаю, наивный ли. А история проекта "Манхэттен" очень сложна. Ну а об отношении Ричарда Фейнмана к Японии сказано достаточно. Он очень любил эту страну. И вот выдержка из Википедии:

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Манхэттенский проект). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон. Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

+1 30.03.19

Ну уж не знаю, наивный ли. А история проекта "Манхэттен" очень сложна. Ну а об отношении Ричарда Фейнмана к Японии сказано достаточно. Он очень любил эту страну. И вот выдержка из Википедии:

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Манхэттенский проект). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон. Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

На мой взгляд работа учёного процесс очень творческий. Ричард Фейнман не мог знать, к чему приведёт создание американской атомной бомбы, к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, совершенно варварским (тут мой ник не к месту, конечно))) актом. Ведь чётко сказано, что этот проект изначально создавался ради опережения разработок Третьего Рейха. Ну нет вины Оппенгеймера, фон Неймана, Нильса Бора, Силарда, Энрико Ферми и Фейнмана в том числе, многих других гениев в том, что дело обернулось так((( я, разумеется, не могу залезть к Фейнману в голову, но подозреваю, что он очень сильно "переживал", скорее всего негодовал. И мы с Вами вновь обращаемся к теме ответственности ученого за свои открытия...
Но виновен ли кузнец, выковавший нож, предназначенный для кухни, которым было совершено убийство?
С уважением))) мне очень приятно общаться с Вами)

+2 30.03.19

Сбой какой-то)

+1 30.03.19

на ЛЛ это часто случается.
рада, что вы мирно беседуете, не хотелось бы быть причастной к любым ссорам или грубым спорам.

+2 31.03.19

Мы мирно беседуем, никаких споров :)

+1 31.03.19

Понимаю, что всё непросто, что шла мировая война (и наверное, именно она не укладывается в моей голове). Проект же Манхэттен приложил к ней свою чудовищную руку, став ужасной финальной частью, унёсшей тысячи жизней. Поэтому для меня тут всё-таки речь не о маленьком мальчике и нечаянно сломанной любимой игрушке. Градус ответственности учёных в этих условиях совершенно другой. Любил Фейнман Японию или нет - дело десятое. Важны всё-таки поступки. И опять же, я нисколько не осуждаю Фейнмана, просто это усиливает мою невозможность ему симпатизировать. Скорее всего, действительно была сложная ситуация, что ему пришлось делать такой трудный выбор. И он его сделал. И жил с этим. А все попытки уйти от ответственности... Помните, как у Достоевского? Разум - подлец, оправдает что угодно.

Но виновен ли кузнец, выковавший нож, предназначенный для кухни, которым было совершено убийство?

Как Вы лихо сравниваете кухонный нож и ядерное оружие :) Вот тут просто отчаянно хочется спорить :) Как, интересно, можно не знать, для чего создаётся оружие, тем более такой силы и тем более в годы войны? Это же натуральное чеховское ружьё :) Все понимают, что замечательная (и это без сарказма!) манхэттонская команда, очевидно, просто предпочитала дистанцироваться от конечного результата. Всегда проще не думать о вероятном "потом", чтобы не терзаться муками совести. А вот когда это "потом" настигает, и всплывают эти самые "я не знал". Мне лично ужасно жаль, что таким великим людям пришлось направлять свой гений против человека.
Но Вы правы, мы ничего нового в беседе не откроем и всё время упираемся в известный всем тупик :)
С взаимным уважением :)

+2 31.03.19

Дик Фейнман не играл на банджо! он играл на ударных, а также на бразильском ударном инструменте фригидейре)

+1 30.03.19

Играл)
Мне так захотелось на него взглянуть, что я ещё и видео его лекции посмотрела, именно там говорится о банджо. Хотя и в других источниках есть, например, здесь.
(фригидейра - сковорода по-португальски)
А вот ещё хочу поделиться с тобой его творчеством:
картинка varvarra

+1 30.03.19

Блин. мои извинения. Не знал про банджо!

+1 30.03.19

рада, что пополнила твою информацию о такой интересной личности)

0 30.03.19

Да, очень интересный, позитивный и разносторонний человек)

+2 30.03.19