Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

2 мая 2019 г. 00:03

772

5 Я спросил сегодня у Лавкрафта...

...что бы почитать этакого, жуткого, чтоб ночью из каждого угла черти выглядывали?
Эта книга - великолепный справочник по классической литературе вселенского ужаса.
Настоящий фэн, который выучил Стивена Кинга наизусть, да так, что может диктовать Мастеру следующую книгу, причём даже во сне, найдёт тут отличный список книг, готовый вишлист. Если не доверять (а почему, собственно?) рекомендации создателя Ктулху, можно читать и тех, о которых Лавкрафт отзывается с неудовольствием, с насмешкой или с лёгким презрением. По-настоящему плохо Великий не пишет ни о ком! И это, по-моему, признак не только великодушного человека, но и писателя, который знает, что он хорош, и не испытывает небходимости самоутверждаться за чужой счёт.

Почему многие утверждают, что не любят страшные истории?
Лавкрафт объясняет: «Сравнительно немногие в достаточной степени свободны от власти повседневности и способны отвечать на стук извне, поэтому вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях; и это правильно, наверное, поскольку банальности составляют большую часть человеческого опыта». Браво! Чувствую, что в логику мэтра ужаса закралась какая-то ошибка. Уверена, что причины нежелания читать о внушающем страх сложнее и многообразнее. И всё-таки принимаю это замечательное выражение таким, как оно есть, во всей его хулиганской красе!

Легенды, вызывающие страх, шли, видимо рука об руку с историей человечества. Жуткие истории сочиняли древние греки, Средневековье подарило нам множество дивных сказаний о ведьмах, о восстающих мертвецах, о проклятых кладах и демонических женихах. В новые времена чудеса прогресса повергают нас в ужас, связанный с ожиданием катастрофических перемен. Эпоху за эпохой анализирует автор, перечисляя творцов вселенского ужаса перед необъяснимым, невозможным, слишком чудовищным, чтобы быть правдой, даже не пытающимся быть объяснённым научными причинами. В исследовании присутствуют, как мы бы сказали, спойлеры — краткое содержание историй, которые Лавкрафт считает яркими примерами, иллюстрирующими литературу ужаса. Возможно, это единственный небольшой недостаток эссе. Впрочем, мне даже нравится. Не нужно заглядывать в конец, чтобы узнать, готовить носовые платочки или не нужно. Естественно, теперь отправлюсь на охоту и последовательно отыщу всех рекомендованных авторов и их произведения.

Прочитано в рамках "Игры в классики"