Больше рецензий

3 мая 2019 г. 18:05

417

3

В последнее время российские журналисты всё чаще пытаются выразить свой профессиональный опыт, вылить его в сборники с твёрдыми обложками и внушительными тиражами.

Первопроходцем стал Матвей Ганапольский, журналист авторитетной столичной радиостанции «Эхо Москвы». Ещё в 2008 году он в шуточной форме, пересыпая рассказы о шумных вечеринках либеральной элиты и проблемах зависимости современной журналистики от власти разными цеховыми анекдотами, поведал широкому, мало что понимающему в особенностях построения медиапространства читателю, секреты «кисло-сладкой журналистики». Книга с успехом разошлась и в начале этого года была переиздана.
В этом году увидела свет ещё одна книга, написанная журналистом и посвящённая журналистике. «Прощание с иллюзиями» Владимир Познер написал в 1989 году, правда, на английском языке. Соответственно, издавалась она тоже в Америке. В США она попала в список бестселлеров газеты New York Times. На русский язык была переведена с большим опозданием (появилась в начале 2013 года) и общим тиражом 12 тыс. экземпляров.

Нужно сказать, что, если Ганапольский и Познер основной своей целью полагали рассказать о своей профессиональной жизни с помощью порой нетривиальных и правдивых историй о реалиях российской и американской журналистики, то Дмитрий Соколов-Митрич пошёл немного другим путём.

Нужно отметить, что Дмитрий сам выпускник факультета журналистики (МГУ), поэтому не понаслышке знает о проблемах становления молодого журналиста в стенах университета. Автор сетует на то, что настоящий опыт и, последующий за ним профессионализм, можно получить и выработать только на практике, «в поле».
Если говорить о содержании «Реального репортёра», то оно представляет собой своеобразное компилятивное пространство, состоящее из очерков и репортажей Соколова-Митрича разных лет (начиная с 2000 года — со дня гибели экипажа «Курска», и заканчивая «делом о Цапке» 2010 года), которые сопровождаются профессиональными соображениями, практическими советами по созданию текста, взаимодействию с людьми.

Подобные «секреты», как выяснилось, интересны не только студентам и выпускникам многочисленных журфаков нашей необъятной Родины, но и людям, совершенно далёким от журналистики, простым обывателям и даже домохозяйкам:

«Вообще-то, к журналистике я не имею никакого отношения, я по профессии художник, у меня собственное дизайнерское бюро. Но если бы такая книга вышла, я бы её купил и поставил на видное место. Многие ваши “соображения” я даю читать своим подчинённым. Даже когда вы пишете о сугубо профессиональных делах, эти слова актуальны для любого дела». Были и такие комментарии: «Я мать двоих детей, вообще нигде не работаю и не собираюсь. Но почему-то всё равно интересно читать вашу книгу».

Дмитрий Соколов-Митрич — один из самых ярких российских журналистов, человек, который в свои 37 лет успел стать признанным классиком репортажного жанра. Читать его — полезное удовольствие.

Источник