Больше рецензий

11 мая 2019 г. 09:58

596

5

Жизнь 15-летней Саньки, по тем временам практически взрослой барышни Александры Лукинишны, напоминает сказку о Золушке: стерва-мачеха, подмявшая под себя весь дом, безвольный отец, ленивые, глупые и хамоватые сёстры. А тут ещё нашлась «доброжелательница», рассказавшая героине, что та в родной семье не родная. В общем, разбередила старые раны и щедро посыпала их солью…
Санька не Золушка. Её гордый и независимый нрав не позволил смириться с таким положением дел. И уходит она из дома, обувшись в новые козловые полусапожки да повязав на голову атласный платок, последний подарок покойной матери, в самостоятельную жизнь. А такая жизнь нелегка: надо и о еде подумать, и о ночлеге, и о работе, чтобы элементарно обеспечить себя. А куда могла податься девушка неграмотная, без востребованной специальности и в 1811 году? Например, в служанки или девочки на побегушках. Или заниматься одновременно тем и другим. А это настолько тяжело, что здоровая и, в общем-то, привычная к тяжёлой работе героиня постепенно превращается в доходягу.
Саньке везёт:
• она НЕ крепостная, посему может распорядиться своей судьбой;
• живёт неподалёку от Москвы, а это даёт больше возможностей;
• в первый же день заработала целую полтину, сама не понимая, как;
• очень быстро встретила добрых людей – суфлёра Степана Акимыча и его внучку Анюту, которые приютили её и помогли с работой;
• нашла своего «прекрасного принца», то есть сбитенщика Федю (ну не на великих же князей Романовых ей рассчитывать), который открыл ей двери в новый, удивительный мир – театр;
• и даже выжила в разорённой французами Москве.
Но сказки НЕ будет. Горько, но логично. Жизнь не сказка, дорогие детишечки. Достаточно неверного шага, неудачного стечения обстоятельств – и прощайте, иллюзии. И готовых решений здесь нет. И однозначных характеров по большей части тоже.
Главная героиня меньше всего напоминает тех идеализированных дочерей простого народа, которым достаточно показать высокое искусство на пару минут, и они сразу решат посвятить ему всю жизнь. Хотя Санька открыта прекрасному и, как впоследствии выясняется, ещё талантлива, хотя, увидев трагедию «Эдип в Афинах», испытала свой первый катарсис, до нужного уровня ей расти и расти. Первоначально театр её скорее обескуражил, чем обрадовал, а в период, когда все её мысли были заняты вопросом «на что жить?», ей было вообще не до театра. Вдобавок ум, доброта и работоспособность соединяются у Саньки с махровым подростковым негативизмом – главным источником её проблем. Но это даже интересней – следить за тем, как эта девочка постепенно набирается культуры, набирается опыта (ох уж это опыт, действительно) и перерождается.
Перерождается и другой главный герой – Федя. В Фёдора Ивановича. Спускается с небес на землю – впрочем, он и раньше был скорее практиком. Погрязает в рутине и быте. Обрастает связями. Это, конечно, не то, чем автор хочет заинтересовать читателей. Но и осуждать его она не стремится. И вообще неизвестно, был бы Федя счастлив вот с такой Саней. Но спокойно бы не жил, это точно…
Степан Акимыч вообще переживает личностный кризис. Бывший актёр, которому не хватило таланта, вот и пошёл в суфлёры, чтобы служить Мельпомене хотя бы так. Стоял у истоков российского театра и лично знал Фёдора Волкова, но прекрасно видит, что в этом театре предпочтение отдаётся французским пьесам и французским актёрам. Бог с ними, с актёрами, они действительно талантливы, но ведь и на бытовом уровне процветает галломания, а между тем отношения с наполеоновской Францией здорово обострились. Фанатик своего дела, но продолжателей дела нет. И тут сама судьба посылает ему беспризорную девчонку. Вот и хочется Акимычу её развить, заинтересовать и, как знать, отыскать в ней божью искру.
Внучка Степана Акимыча Анюта вызывает явно смешанные чувства. С одной стороны, ей невольно любуешься. С другой – её жалко: героиню ждёт ужасный конец. А с третьей – она поражает своей незамутнённостью. Вот откуда у неё такое преклонение перед французами? Она не Луиза Мюзиль, которая приехала в Россию чисто ради заработка, но в душе осталась француженкой. Не дама из высшего общества, где подобное поведение – хороший тон. Ей даже не светит шанс попасть в гувернантки, потому что особого образования у неё нет, карамзинскую «Бедную Лизу» аж целый месяц мучила. Спрашивается, зачем было имитировать французский акцент и коверкать собственное имя? И почему эту девицу не отрезвила… Отечественная война?
Есть здесь ещё один интересный персонаж – беспризорник Алексашка. Который вроде как задумывался как эпизодический, но получился настолько ярким, что под конец, когда он исчезает из поля зрения, хочется спросить: где он? И вообще он жив? К сожалению, на эти вопросы нет чёткого ответа…

Комментарии


Читала эту книгу, именно в таком издании. Где обе повести были под одной обложкой - "Крепостные королевны", и "Театр на Арбатской площади". И мне как тогда ударило в подростковую голову: "А вдруг мамой Сани была Дуня, из первой повести? Ведь убежала куда-то, в неизвестность. И явно, по тону концовки, горькое ее ждало будущее. И коса тоже черная, и глаза выразительные... Вдруг, это Дуня в том пруду утопилась, а дочь на берегу оставила?"

Вряд ли автор так задумывала, кончено. Это, видимо, многочисленные сериалы повлияли на меня.

Наверное, история Сани мне больше понравилась. Хотя, весь этот театральный цикл очень хорош. И никакого упрощения не чувствуется, хотя книги для школьников. Но нет ощущения, что что-то искажается, прячется, передергивается. Как вы правильно в рецензии на "Крепостных королев" написали, тема "гаремов из актрис" обойдена. Так и верно, об этом аудитория позже узнает. Тут и без оного несправедливостей и трудностей хватает.

Что касается Анюты... Есть такая пьеса Горбатова - "Юность отцов". А по ней - фильм "Это было в Донбассе". И в фильме, - такая девушка Лиза. Когда фашисты занимают Донбасс, большинство молодежи, так или иначе, выбирают протест, борьбу. А Лиза ... кокетничает с немцами, принимает от них подарки. Надевает кофточку, подаренную фашистом. И не потому что ждала их прихода, или ненавидит власть. Обычная девушка, просто избалованная мамой, и не слишком умная. И она до последнего отворачивается от жуткой правды - ей-то хорошо, ей еще и подарки дарят. Пока на улице женщина не подходит к Лизе, и н е говорит, что кофточку-то с ее убитой дочери сняли, и пятнышко крови вон есть, но вы, мол, носите, это же ничего, это красиво - красное на белом. Вот только тогда что-то в мозгах Лизочки и переворачивается...

Так, думаю, и для Анюты французы были символом красивой изящной жизни, галантного обхождения, подарков для красивых девушек. А ведь себя Анюта считала очень красивой, и таких даров достойной... А война, и горе людей из-за захватчиков в ее системе ценностей не значились. Может быть, потом могло бы что-то перевернуться, но уже поздно было...


У Горбатова есть ещё и "Непокорённые". Правда там до Лизы дошло намного раньше. Но, например, у той же Верейской в "Трёх девочках" избалованная раздолбайка Люся, которой до войны было лень картошку почистить, начинает и работать, и в госпитале помогать. При этом она в девушку ещё не выросла.
А Анюта? Я не думаю, что французы в выгоревшей Москве обеспечивали ей шикарную жизнь и галантное обхождение. Мне вот более интересно было бы прочитать, как выживала Санька в Москве и что случилось с Алексашкой.


Да, в "Непокоренных" тоже она. Создатели фильма совместили многие сюжетные линии пьесы "Юность отцов", и "Непокоренные".

Трудно сказать, откуда эта гнильца и слабость берутся. И как на их носителей подействуют испытания. Кто-то резко вырастет и поумнеет, а кто-то - наоборот. Как в "Живых и мертвых", когда переодевались спешно в рядовых, и жгли документы те, от кого этого вообще не ожидалось...

Может быть, Анюта так заигралась во француженку, что е. себя и стала чувствовать? Пыталась сохранить свои розовые, надушенные представления, и не видела реальности...

Ох, про Саню я бы с удовольствием полноценных хороший роман бы почитала.