Больше рецензий

VikaKodak

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июня 2019 г. 21:26

659

4 Беспечность на грани фантастики

C “Парком Юрского периода” Майкла Крайтона я начала знакомиться... с экранизации 2015 года, которая, как впоследствии оказалось, была не дословным пересказом, а оригинальной вариацией на тему. Затем был куда более близкий к оригиналу фильм 1993 года, после которого я наконец-то решила, что неплохо бы познакомиться и с первоисточником. Фильмы фильмами, но мы-то знаем, что лучше книги зверя нет. Собственно, надежды оправдались на все сто. Как бы ни были хороши спилберговские экранизации, но книга оказалась не только яркой и драйвовой. Она оказалась умной.

“Парк Юрского периода” Крайтон написал в 1990 году, когда компьютеры были еще большими и неуклюжими, а сенсорный экран для большинства пользователей ПК был техникой на грани фантастики. Но книга не выглядит устаревшей даже на одной полке со своими более продвинутыми собратьями. Может, потому что техническая сторона вопроса и научный прогресс для Крайтона на втором месте. Его больше интересует морально-этический аспект проблемы. В “Парке” Майкл Крайтон очень ярко и вдохновенно живописует ситуацию, когда человек разумный утрачивает контроль над творением рук своих. И если задуматься о последних достижениях науки, хотя бы о грандиозной эволюции искусственных нейронных сетей, то становится ясно, что мы снова вплотную приблизились к этому опасному рубежу.

Книгу я слушала в исполнении Валерии Лебедевой и, похоже, мой черный список пополнился еще одним чтецом. Такую манеру исполнения обычно называют “классической”, и, если бы “Парк Юрского периода” не был остросюжетным триллером, с ней вполне можно было бы мириться. Но при всем моем уважении к чтице я никак не могу согласиться с тем, что убаюкивающий речитатив подходит для яркого и динамичного сюжета. К тому же в исполнении Лебедевой неприятные персонажи выглядят еще более неприятными. Особенно чтица преуспела в озвучке маленькой Лекси. Я даже представить себе не могла, что семилетний ребенок может так меня раздражать. Всю почти шестисотстраничную книгу она ноет и ноет, и ноет. В аудиоварианте - премерзким писклявым голосом. Кроме того, что Лекс ноет, она еще постоянно просит есть. Даже через пять минут после того, как ею самой чуть не подзакусил тираннозавр. Ну, что я могу сказать - у девчонки исключительно крепкие нервы и здоровый аппетит.

Впрочем, Лекси оказалась не единственным персонажем, которого так и хотелось поближе познакомить с ближайшим велоцираптором. Почетное серебро досталось создателю парка Джону Хаммонду. Кстати, дедушке Лекс. В книге Хаммонд должен олицетворять абсолютное зло, насилие над природой и жажду наживы. Правда искренне ненавидеть этого почтенного старца, который явно находится в глубоком отрыве от реальности по причине старческого маразма, не так-то просто.

Но все-таки большинство героев книги умны, отважны и самоотвержены. И очень жаль, что до финала доживут не все. Впрочем, Крайтон не стесняется воскрешать некоторых персонажей уже по ходу книги, так что не сомневаюсь, что в следующей книге серии из небытия вернется еще парочка жертв не столько динозавров, сколько безответственности людей, которые возомнили себя богами.