profi30

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июня 2019 г. 17:01

1K

3

Где-то на трехсотой странице автор признается, что «настоящая работа вовсе не рассчитана на историю искусства». Облом, но пришлось дочитывать оставшуюся тысячу. Это поистине фундаментальный труд, написанный в научном стиле. Основная тема - история эстетики. Ничего не скажешь умный мужик и читать его тяжело если тебе не очень интересна эстетика. Упор делается на философии (особенно на неоплатонизме) и литераторах, художники где-то урывками и маленькими кусочками. Писателей-философов он ставит явно выше живописцев.

Под неоплатонизмом в контексте данной работы на сколько я понял следует понимать главенство идеального над материальным. Красота - это идеально оформленная в материи идея. Неоплатонизм носит антропоцентрический характер и именно с этой идеей автор носится от начала до конца книги. И если кратко о книге, то ее основанная идея состоит в том, что эстетика Возрождения - это эстетика неоплатонизма.

При обращении к живописцам самый большой акцент был сделан только на пяти первоклассных (как выражается сам автор) художниках: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и Маттиас Грюневальд. Они все конечно же первоклассные, но где хотя бы Рафаэль и Тициан? Из вышеперечисленных автор, судя по негативным замечаниям и тону проявляет необъяснимо активную антипатию к Леонардо да Винчи. Глава, посвященная Дюреру, была на удивление интересна и у него оказалось много параллелей (о которых я раньше и не догадывался) с творчеством Леонардо да Винчи. Были более или менее краткие комментарии про еще нескольких художников среди которых к моему удивлению Лосев комплементарно отметил Кавалини и Амброджо Лоренцетти.

Не могу сказать, что книга интересно и увлекательно читается. Она довольно-таки тяжеловесна и академична. К тому же восприятию мешали фразы типа «буржуазно-капиталистическая формация» все эти Карлы Марксы и Ленины немного резали глаза.

Понравилась тема, обозначенная как обратная сторона титанизма (титан в Ренессансе - это благородный герой с высокими идеалами), которая касается нравов так называемых знатоков, любителей и покровителей наук, искусства в эпоху Возрождения. Многие меценаты и покровители художников и архитекторов эпохи Возрождения, считающиеся гуманистами, были самыми обыкновенными тиранами и садистами. Самый яркий пример Сигизмунд Малатеста, которого в своей работе увековечил не кто-нибудь, а великий мастер Пьеро делла Франческа. Очень любопытно как это в них сочеталось.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!