Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

27 июня 2019 г. 01:11

1K

4.5

Пару слов об издании

Это издание не такое нарядное, как перечитанный до него «Сильмариллион», бумага обычная, немелованная, шрифт мелкий, даже мне с нормальным зрением было не вполне комфортно иногда.

Далее к содержанию и форме.
В издании говорится о некоторых, только некоторых событиях первой, второй и третьей эпохи, часть из которых уже известна из «Сильма», часть, впрочем, нет.

Из нового это: описание острова Нуменор, повесть об Алдарионе и Эрендис, про род Эльроса, более подробная история Галадриэли и Келеборна в разных вариациях, притом, в одной из которых в Галадриэль даже был влюблён Келебримбор.

Другие истории – это вроде как повторения, но в более детальном описании или в разных вариантах.
Также есть интересные эссе о друэдайн, палантирах и истари. Впрочем, всё это уже давно можно найти в интернете в специальной фандом-вики, так что с этой информацией могут ознакомиться даже люди, не читавшие книг и знающие мир Средиземья только по фильмам. Как ни странно, оказалось, что и такое существует – особенно среди фикрайтеров, которым книги читать лень, а писать о персонажах истории ну очень хочется.

Из ново-старого здесь больше рассказано о Туоре и его приходе в Гондолин. Здесь есть как минимум два интересных мне момента: 1) сам «приход», т.е проделанный Туором путь в Гондолин в компании своего приятеля-эльфа. Как ни крути, а в фэнтези народ всегда куда-то идёт, и всем это, честно говоря, нравится; 2) это мимолётное появление в рассказе Турина. Ранее этот же эпизод был освещен в «Сильмариллионе», но с точки зрения Турина – там говорилось, что он увидел двух путников, но он не знал, кто они такие. Это очень интересный авторский ход, как по мне. Хотя нельзя сказать, что Толкин добивался именно такого эффекта, ведь все эти книги собраны из его черновиков и изданы уже после смерти.

Непонятно, зачем здесь опять повторяется история о детях Хурина: по сути, это ведь уже третий повтор. То есть, она есть: в «Сильмариллионе», здесь и как отдельная книга «Дети Хурина». Если честно, это самая нелюбимая моя история, а здесь она даже усечённая, чего-то принципиально нового и интересного в ней нет. И ещё, как ни странно, но мне жутко не нравится Турин сам по себе. И, как ни странно, мне он не нравится не по очевидным причинам – не по тем, по которым он не нравится большинству. Большинству он не нравится, потому что он: убил Белега – но это было по случайности, убил Брандира - это я хоть и осуждаю, но даже не это основная причина для меня. Вообще, Турин какой-то горячечный, может в лёгкую убить человека, но в такого рода горячности для меня нет никакой харизмы. Мне непонятно, почему именно он один из основных героев легендариума. Там, конечно, много персонажей, но Турин явно выделяется и становится чуть ли не в один ряд с Береном и Феанором. Хотя у меня и к Берену нельзя сказать, что во всём положительное отношение.

Меня больше всего покоробило от того, как он поступил с Саэросом. Саэрос – эльф из Дориата, советник короля Тингола. Ему изначально не нравился Турин (неудивительно), он его периодически подстёгивал и т.п. Однажды он ему что-то не так сказал, нагрубил, а Турин за это бросил ему в лицо кубок, отчего у того пошла кровь, и он упал. При всех. Конечно, это эльф запомнил и попытался отомстить, напал на Турина со спины, когда тот куда-то там ушёл. Они стали драться на мечах, Турин его, конечно, победил – ведь он же главный герой, - но меня поразило следующее. Он заставил Саэроса раздеться и погнал его в таком виде по лесу. В итоге тот пытался перепрыгнуть через ущелье, не рассчитал свои силы и разбился. Всё дело в том, что на том пиру, где они с Турином повздорили, Турин был опять одет как урод какой-то, а Саэрос любил красивые одежды и считал, что Турин всех оскорбляет таким своим видом. Он сказал, что если так в его народе ходят мужчины, то как тогда ходят женщины – наверное, прикрываются только своими волосами и бегают по лесам. Поэтому Турин с ним так поступил. Это вообще что? Одно дело слова, другое дело – действия. Абсолютно не считаю такой поступок хоть сколько-нибудь справедливым. Раз он победил этого Саэроса, то должен был привести его обратно в Дориат, и пусть его там судят. Более всего (даже больше, чем это) меня покоробило то, что, да, сначала Турина изгнали, узнав о смерти Саэроса, но узнав подробности, король не только его простил, но и послал за ним эльфа Белега, чтобы тот привёл его обратно. И Белега он тоже убил. По случайности, правда. Короче, Турин – это какая-то дейнерис таргариен в штанах: дебильная, злобная, к чему ни прикоснётся – всё дохнет.

Далее. Плюсом этой книги является, конечно, и то, что здесь больше о Нуменоре (что логично предположить из названия), а значит, и о Майроне. Но всё равно о Майроне (я называю его Майроном вообще-то) мало. Хотелось бы больше о нём. Вообще, о Майроне хотелось бы отдельную книгу почитать: о том, как он был прекрасным светлым майя, учеником Аулэ, о том, как он перешёл на «тёмную сторону» и стал учиться у Мелькора. Вот здесь, кстати, можно даже остановиться и уличить Лукаса в плагиате. Светлый майя. Учится у Аулэ. Переходит в ученики к другому чуваку, Мелькору, Тёмному Властелину, сам становится Тёмным Властелином. Ничего не напоминает? Только вот почему-то Эонвэ не стал выжигать Майрона и пилить ему конечности, а отпустил, потому как «судить себе подобных у него нет права».

Вообще, в предыдущей рецензии я как-то совсем обошла вниманием Валар и майяр, рассказав только о некоторых эльфах из рода Финвэ и упомянув слегка о людях.

Не упомянула почти совсем о своём любимом герое! Исправляю теперь это недоразумение.

Итак, мой любимый персонаж из всего легендариума Толкина – Майрон, больше известный под именем Саурон.

Люди звали его Саурон, и пред ним
В поздние дни, как пред богом живым,
Склонялись, и строили в страхе они
Мрачные храмы в глубокой тени.
Он не был пока еще обожествлен,
Помощником Моргота был ныне он,
Хозяин Волков, чей ужаснейший вой
Вечно в холмах отдавался тоской,
Темные чары в покров волшебства
Сплетал, простирая. В сетях колдовства,
Вечно под властью безмерной своей,
Полчища духов держал чародей,
И верным он войском себя окружил,
Он чарами души в чудовищ вложил,
Была для них воля его словно дар:
Волколаки свирепые с Острова Чар.

("Лэ о Лейтиан", Дж. Р. Р. Толкин)

Но я его так не называю, поскольку Саурон означает что-то приблизительное слову «отвратительный» или “abomination”. Это прозвище ему дали остроухие дебилы эльфы. Его же настоящее имя Майрон переводится как «восхитительный». Я, конечно, склонна его во всём оправдывать и, отталкиваясь от одной только фразы «Мелькор взрастил Саурона во зле», уже представлять себе, как он его мучил, угнетал, даже пытал, как заставлял его ставить эксперименты над эльфами и обращать их в орков – в общем, чтобы как-то оправдать «плохого» персонажа, нужно дать ему хорошую предысторию и/или заставить страдать. Поэтому я для себя представляю, что Майрон страдал. Втайне. Никому этого не показывая.

"— А я думаю, кто-то из тех вампиров втайне очень страдал, — мечтательно добавила сестрёнка. — Он был прекрасен, одинок, и никто его не понимал".
(с) Нил Гейман "Но молоко, к счастью"


Да, ещё Майрон был очень красив, что не может не подкупать. Он был прекрасен.

di-EAEC.gif

картинка Villi_Lapsi

картинка Villi_Lapsi

картинка Villi_Lapsi

Изображают его все по-разному, но всегда - красивым. Ну, не в то время, когда он вернулся в Средиземье и не мог уже наколдовать себе прекрасный образ... Я вообще в это не верю. Просто потому что не хочу. Говорят, Валар милосердны. Ага, милосердны, как же. Переплавили корону Мелькора в ошейник - ничего себе троллинг. Затопили целый остров Нуменор, чтобы уничтожить Майрона, в итоге он развоплотился и не мог больше быть красивым якобы (неправда).

Стал он отныне тёмным и ужасающим, с чёрными руками, в которых пылал огонь, жёлтыми и окутанными огнём глазами без век, с вертикальным зрачком.


Ничего себе, вот за что так? Милосердие Валар и Эру Илуватара - оно такое. (Не верю в это.)

А Исильдур тоже хорош - отрубил ему палец. Не люди, а изверги какие-то. Говорила же, он в тайне страдал. Бедный. (А ещё я написала фанфик, в котором Гермиона наколдовала ему снова прекрасное обличье, для этого проведя ритуал и искупав его в крови эльфов :)

Если говорить серьёзно, я действительно не думаю, что он был так уж плох. Не думал так и Толкин.

«Хотя единственным благим элементом или рациональным мотивом для всего этого упорядочивания, планирования и организации была выгода для всех жителей Арды (даже признавая право Саурона на верховную власть над ними), его „планы“, идея, исходящая из его изолированного разума, стала единственным объектом его желаний и, в итоге, — Концом… Его способность совращать другие умы и даже привлекать их к себе на службу происходила от того, что его изначальное желание „порядка“ действительно подразумевало благосостояние (особенно физическое здоровье) его „подданных“».


«он не был по-настоящему и полностью злым, как не бывают полностью злыми все „реформаторы“, желающие поторопиться с „реконструкцией“ и „реорганизацией“, пока гордость и жажда не станут проявлять во всём свою волю и не пожрут их».


"Саурон никогда не доходил до нигилистического безумства Моргота. Он не угрожал существованию мира до тех пор, пока имел возможность управлять им. У него оставались благие намерения, исходящие из его изначально доброй природы..."


Так говорил Профессор.
Не то что бы это автоматически превращает Майрона в хорошего парня, но, по крайней мере, не делает его таким монструозным, каким он представлен в фильме «Властелин Колец». Я обожаю фильмы Питера Джексона, но нельзя не признать, что в них Майрон выглядит как просто плохой тиран, которого надо согнать с трона. У него даже нет облика, о его предыстории нет ни слова.
Ещё в защиту или в оправдание Майрона могу сказать, что был плохим он всё-таки с точки зрения Толкина, который придерживался в определённой (только в определённой) сфере довольно консервативных взглядов. Если говорить о критике Толкина, а я всё-таки больше люблю критиковать, чем хвалить, пусть даже любимого писателя, то из минусов творчества Толкина могу (это только моё мнение) выделить то, что, читая его книги, в них явно прослеживается какая-то нелюбовь к прогрессу, особенно техническому. Взять хоть линию энтов и то, как им противопоставляется Саруман со своими машинами и выведением новых пород орков. Или Майрон – тоже выведением новых пород орков и троллей. К слову, Майрон и языку орков обучил – тёмное наречие. Думается, чтобы выводить новые виды, нужны какие-то лаборатории. Конечно, не хочется себе представлять все те эксперименты, которые там совершались, но всё-таки, как бы там ни было, а Майрон двигался в сторону какого-то прогресса. Обладая знаниями, достаточными для того, чтобы создавать новые породы, так же могла быть улучшена и медицина – не всё же корешки копать. Зелёные леса и деревца – это, конечно, хорошо, но не до фанатизма же.

Плюс - а рабочие места для орков? :) Это кажется смешным, но на этой расе поставили крест, и под руководством любого другого правителя орков угнетали. Они могли нормально жить только при Майроне. А он, как сказал сам Толкин, действительно заботился о достатке и здоровье своих подопечных. То есть, он не стал бы угнетать эльфов и людей запада, если бы они его признали и покорились ему. Всё это не делает его положительным персонажем, но и не делает чисто отрицательным героем, да и вообще:

"Сколько угодно было историй о блудных сыновьях, с которыми именно так и случилось, я читал их со страстью. Возвращение в отчий дом и на путь добра всегда бывало там замечательным избавлением, я вполне понимал, что только это правильно, хорошо и достойно желания, и все же та часть истории, что протекала среди злых и заблудших, привлекала меня гораздо больше"
Герман Гессе, "Демиан"


Если говорить о содержании, то здесь ещё как минимум несколько хороших историй и упоминаний: это и бунтарка Галадриэль, и правители Нуменора, история Алдариона и Эрендис - очень интересная с точки зрения того, что у Толкина крайне мало историй о действительно счастливой любви. Очень часто у него муж и жена охладевают друг к другу - Феанор и Нерданель, а то и вовсе вступают в открытое противоборство - как Эол и Аредель. То же произошло и с Алдарионом и Эрендис. Зато у них появилась интересная дочь, Анкалиме. Крайне самобытный персонаж.

Интересный момент также был, где упоминалось о том, как Саруман завидовал Гэндальфу и открыто порицал его за то, что тот курит трубку, а сам потом заказывал табачок из Хоббитании и втайне покуривал :D

Саруман - тоже интересный персонаж.

Вот таким он был в Валиноре.

картинка Villi_Lapsi

Но всё же не такой интересный, как Майрон.

Говоря снова о Майроне, Гэндальф упомянул то, как Майрон просчитался, отобрав кольцо у Траина, но оставив его в живых. Честно говоря, слабо в это верится. Наверняка, Майрон не стал бы оставлять его в живых, то есть, это слегка неправдоподобно. А ведь это повлияло на исход Войны Кольца.

В общем, сюжетов интересных много, но не пересказывать же всю книгу.

Если говорить о форме, то нравится сама идея того, что вариантов повествования и развития событий может быть как минимум несколько. У самого Толкина было множество вариантов развития тех или иных событий. Это говорит лишний раз о том, что нужно не лениться и смело использовать свою собственную фантазию. Если уж у самого автора было несколько вариантов развития той или иной сюжетной линии, то что мешает придумать свою?

Вот я, например, буду представлять, что Майрон после затопления Нуменора благополучно уплыл.
картинка Villi_Lapsi

И вообще, он не Саурон - не называйте его так! Он Майрон.

картинка Villi_Lapsi