Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

11 июля 2019 г. 00:13

2K

2 Нужно держать под рукой безопасные бритвы

Да-да, это та самая книга, по которой в свое время через 10 лет после ее опубликования сняли фильм "Рэмбо: первая кровь" с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
Фильм оказался удачнее книги, его идейная составляющая была на более высоком уровне, просто потому, что авторам фильма было что сказать. В фильме был антимилитаристский пафос и также призыв обратить внимание на неприкаянных ветеранов Вьетнама, коим и был Джон Рэмбо.
Ветераны Вьетнама притащились с войны озлобленные, искалеченные, без работы, не знали, куда себя деть. Они собирали милостыню, пили, дебоширили, проклинали во всем правительство.
В книге же автор вроде как должен был поднять эту проблему, но что-то пошло не так. Возможно, автор оригинальной идеи так запутался, что в итоге социальная проблематика куда-то ушла на второй, а то и третий план, а на первый вылез банальный боевичок.
По сюжету, как в фильме, так и в книге ветеран войны Джон Рэмбо бродяжничал и пешком добирался из одного маленького городка в другой. Пропитание он добывал себе охотой, поскольку в его спецподразделении его научили выживать в любых условиях. То есть, даже в лесу. Однако его все равно почему-то тянуло к городам, наверно, общения не хватало или бабу себе хотел найти.
В таком состоянии его вылавливает начальник местного отдела полиции по фамилии Тисл. Ему просто не нравится, что какой-то бродяга шляется по городу, это может вызвать неприятности, мало ли что у него на уме. Может, он убьет кого или ограбит. Сам Тисл тоже ветеран войны, но другой, в Корее. Не слишком славной войны, такое же дерьмо, как и Вьетнам.
Так вот, здесь возникает главный конфликт книги. Рэмбо не контактен, он не хочет называть офицеру свои данные, и почему-то не сообщает, что он ветеран войны. Почему? А черт его знает. Рэмбо сам сознательно идет на конфликт, включает гордость, отчего жалеть его не приходится.
В фильме показали, что Рэмбо ехал к своему товарищу по войне, видимо, надеялся вместе с ним как-то изменить свою жизнь, а тот умер. Вот так не повезло. А потом его уже выловил полицейский. То есть, есть чему сочувствовать, стечение обстоятельств. И состояние Рэмбо там можно было понять. Здесь же мы видим какого-то охреневшего солдафона, который ненавидит всех вокруг.

"Я не обязан объясняться ни перед ним, ни перед кем-то. После того, через что я прошел, я имею право никому ничего не объяснять".

Автор проникает в мысли Рэмбо, и мы узнаем, что тот побывал уже в 15 городах, и отовсюду его прогоняли. И теперь он вознамерился обустроиться в этом городе, и пусть попробуют его прогнать, он любому голову открутит.
Тисл делает Рэмбо два предупреждения, а на третий раз арестовывает его и приводит в участок. Там Рэмбо взбесился от того, что представители проклятого государства захотели его отмыть и побрить. В ярости он выхватил бритву и вспорол живот одному полицейскому (бритва там была старая, вроде ножа, таких сейчас только у дедушек найти можно), побил других и голый убежал из здания (в фильме он успел одеться, а то было бы как-то неоднозначно воспринято). На улице он угнал мотоцикл и уехал в леса.
В фильме Рэмбо пришел в такое состояние, потому что это вызвало у него ассоциации с пленом, где узкоглазые вьетконговцы вели себя с ним похожим образом. И это опять же дает какое-то объяснение и оправдание. Здесь же Рэмбо просто... хотел носить бороду.
Тисл вознамерился отомстить Рэмбо и поднял на ноги полицию штата, заодно и сам с отрядом пошел на охоту, с собаками.
Наш герой оказывает активное сопротивление, используя свои умопомрачительные навыки. Убивает нескольких полицейских, всех собак, выстрелом из пистолета попадает в кабину вертолета, убивает пилота. Убегает из оцепления и возвращается в город.
Пока все это происходило, на место событий прибыл некий Траутмэн, военный, который обучал Рэмбо и других членов этого легендарного подразделения, которое изволило почти в полном составе сыграть в ящик (и это хорошо, иначе бы они разрушили еще несколько городов!). Он заявил, что гордится своим "мальчиком", хвалится, как он хорошо обучал его, и теперь тот лихо уничтожает своих соотечественников, и никто его теперь не поймает.
Такая позиция выглядит довольно странной. Представьте себе, что предатель генерал Власов одержал какие-то победы на стороне третьего Рейха, а Сталин бы сказал на совещании: "Горжусь, хороших специалистов мы воспитываем!". Или вот у нас не так давно сумасшедший милиционер убил кучу народу в магазине, а его начальство бы изрекло что-нибудь вроде: "Он стреляет без промаха, наша школа!".
Траутмэн должен посоветовать, как же поймать Джонни, но его работа в штабе сводится к байкам про то, какой Рэмбо крутой, и подрыву боевого духа полицейских россказнями о необыкновенных способностях "его мальчика". В этом плане он напомнил мне Малкольма из "Парка Юрского периода", который прибыл на остров с динозаврами только для того, чтобы всех убедить, что ничего не сработает.
Рэмбо возвращается в город и производит там немыслимые разрушения. Он сходится с Тислом в решающей схватке, и они оба тяжело ранят друг друга.
Книга кончается тем, что Тисл сдыхает, а Траутмэн говорит ему, что уже сделал Рэмбо контрольный в голову, и теперь герой войны с Кореей может спать (сдохнуть) спокойно.
Однако денежный поток не должен прекращаться, и автор вместе с создателями следующих фильмов решают "оживить" героя. В принципе, в фильме он и не умирал. В фильме он произнес эмоциональный диалог, начинающийся словами "NOTHING IS OVER! NOTHING", что уже стало небольшим мемом, и мы узнали, что Рэмбо не просто тупой маньяк, убивающий людей в форме. А потом его увезли, видимо, в тюрьму.

05:09

Но этого было мало создателям, и Рэмбо освободили.
Я не знаю, каким образом воскрешали Рэмбо для второй книги, поскольку я ее не читал и даже не хочу начинать. Наверно, Траутмэн соврал, и Рэмбо подлатали в больничке.
Но во второй книге и во втором фильме его возвращают на войну и забрасывают снова во Вьетнам, где он чувствует себя, как рыба в воде (никаких психических отклонений и истерик). Зрители и читатели тоже вроде как должны получить моральное удовлетворение, что он нашел свое призвание.
Однако этот человек совершил массу преступлений, за которые он не должен выходить из тюрьмы или психушки, где ему должны каждый день лить водичку на голову. Он убил как минимум 15 полицейских, у которых были семьи и дети, сбил вертолет, стоимость которого больше, чем вся его зарплата и пенсия за всю жизнь, нанес материальный ущерб государству, возместить который он не в состоянии, а также ущерб простым гражданам, у которых он угонял транспортные средства, уничтожал объекты недвижимости.
И все это потому, что его сраная гордость не позволяла ему бриться и говорить, что он ветеран войны, чтобы от него отстали.
Но злое государство ПРОЩАЕТ его и дает ему любимое дело, чтобы он убивал кого-нибудь другого, а не граждан своей страны.
В принципе, логично, что Рэмбо во всех последующих фильмах и книгах живет где-то за пределами США, поскольку формально на территории США он совершил тяжкие преступления. И если он вернется на Родину,
его должны немедленно арестовать и судить. Поэтому он не возвращается.
Однако все мы понимаем, что это само государство помогает ему уйти от его же правосудия просто потому, что он полезен, как профессиональный убийца и солдат.
В чем "антимилитаристский пафос" этих книг? Не в том, что убивать плохо, война - это ужасно и калечит людей. А в том, что главное - это КОГО убивать. Вот если русских или вьетнамцев - это нормально, правильно и полезно. Если своих граждан - это плохо, НО если ты при этом все равно можешь принести пользу стране, она тебя простит и направит на тех, кого убивать хорошо и выгодно для страны.
То есть из всех пяти фильмов (уже пяти) и трех книг есть только одно нормальное вменяемое произведение - это первый фильм, экранизирующий первую книгу, где четко дают понять, что государство предало ветеранов Вьетнама, не проявило к ним должного внимания, что и приводит к трагедии, но и Рэмбо тоже не прав и должен понести наказание. Акценты расставлены более-менее верно.
А все остальное - это какой-то оголтелый проамериканский фашизм, прославление целесообразного использования расходного материала в целях достижения успеха в войне с коммунистами.
Однако даже американского зрителя не обмануть, и если первый фильм на IMDB оценили на 7.7 из 10, то второй на 6.5, а третий на позорные 5.8 баллов.