Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

28 июля 2019 г. 12:41

655

3.5 Пресные светлые против гнусных соблазнительных

Что может быть интересней для современного человека, наигравшегося в проекты с фантазийный сеттингом и привыкнувшего к бесконечно обновляемым бестиариям как магического, так и реального, но наполненного метафорами, мира в книгах и кино, если не мир ангелов и бесов, каким его видит православие? Вся эта дизайнерская красота блекнет перед основной мыслью православных подвижников, имеющих опыт видеть духовного мира: ангелы являются человеку только в виде людей и, скорей всего, так действительно и выглядят, разве что поярче и помощней. Но вот засада, бесы тоже прикидываются ангелами, а романтическая литература превратила эти видения в куда более прекрасные создания, чем скромно исполняющие волю Творца ангельские чины.

Конечно же, близкие к критике современных заблуждений труды Серафима Роуза куда любопытней, чем заметки архиепископа Василия. В них не только православный взгляд, а сравнительные описания опыта медиумов и колдунов в их бесовских искушениях. Все это куда ближе к нам, чем опыт монашеской борьбы с очевидными нападками духов, которые изначально воспринимаются чуждыми. Эта война почти что с внешней линией фронта, настолько мощная, что некоторые монахи прошлого получали настоящие физические увечья в своих духовных мучениях. И это если не давать слабину. Но современный человек ее даёт, и битва происходит внутри, битва-прелюбодеяние, битва между искушением душевным наслаждением и духовной радостью... Но, чем бывают плохи такие сборники, материал Серафима Роуза посвящён опыту смерти и деятельности ангелов и бесов на предсмертном одре. Это могло бы добавить драматизма, если бы был авторский материал, а не просто неупорядоченные статьи по теме.

Статьи же архиепископа Василия представлены в полноценном виде и показывают, как оформлялось учение об ангелах и бесах в III - V веках в трудах православных писателей. Без сравнений, без критики и без того, что приходится уточнять и опровергать из-за глубокого материализма. В первые века христианской эры единственной проблемой были дихотомические взгляды и вера в возможность существования зла самого по себе, со своим воплощенным источником. Забавно, что и сейчас предлагается именно такой взгляд на мир, продвигаемый в популярной культуре. Чем хорош анализ материалов Отцов Церкви, так это чистотой их мысли, которая пока остаётся незапятнанной и неоспоренной. Эти мысли возникают как открытия, а не вытачиваемые в борьбе и доводимые до совершенства истины. Так что основами учения о духовном мире становится не различение духовных сущностей от плодов человеческого мышления и воображения, а также осознания отделимости от Бога и вообще - пребывание во взаимодействии с миром материи, временем и пространством непосредственно, а конкретный опыт различения духов света от духов тьмы и аскетический путь взаимодействия с ними.

В общем, как обычно, чем ближе к современности, тем больше чисто экзистенциальных проблем - вопросов простого существования и смирения как утверждения бытийности такой, какая она есть. Духопозитив на пару к бодипозитиву. Одной из важнейших мыслей книги считаю цитату из «Духовных бесед» Макария Египетского о ненасытимости действием в любви к Богу, идущим параллельно с осознанием недостойности обладания тем, что есть, из-за ничтожности вкладываемых трудов, ибо величие плодов - всегда от соработничества Бога. И та же история с борьбой против бесов в чистоте молитвы и вообще любом движении человеческой воли, идущей вместе с Христом, а не в блудной связи с ложными богами.

Как книга об аскетике - прекрасно, но в материалах архиепископа Василия. Как о мистическом мире - маловато и пресно на искушённый фантастическими видениями вкус, а труды Серафима Роуза лучше также читать в их целостности, а не отрывках.