Больше рецензий

Senya_KblSb

Эксперт

скОтсон Лайвлиба

9 августа 2019 г. 12:44

648

0 Сogito!

*я абсолютно ничего не понимаю в философии. Это "прочтение от чайника" для таких же*

Картезианство - философское направление, основаное на идеях Декарта. Назвниваем послужило латинизированное имя Декарта - Cartesius (Картезий)

Итак, 1981 год, Москва, Институт общей и педагогической психологии. Перед аспирантами и сотрудниками Института психологии и ВНИИ технической эстетики выступает известный советский философ и преподаватель.

Через 9 лет Мераб Константинович будет одним из главных кандидатов на пост президента Грузии, а сейчас он скромно говорит о своей внешней словесной беспомощности в попытках выразить, донести, показать всё величие и гениальность идей и мысли Декарта.

То, что побуждает к размышлению и требует его (и по ходу дела мы поймем почему), — это сам Декарт, образ его и личность

Курс лекций состоит из четырнадцати глав - размышлений на вечные темы философии "на фоне" Декарта. Движение мысли, поиск точки опоры для понимания Вселенной, личностный пафос и пафос жизни. Анализ решений, предложенных Декартом, дуальное рассмотрение мира. Мераб Константинович считает Декарта великим, и на ряду с Кантом и Платоном - основоположником мысли, той, что существует сейчас.

опишет Вселенную тот, кто сможет расспросить и описать cебя

Начиная с общего, проводя через природу человека, природу Декарта, Мераб Константинович размышляет и пытается понять, докопаться до своей (как человека) сути, и побуждает своих слушателей (читателей) исследовать их собственную мысль, её природу, химию, скорость и наполнение.

Размышление - это привилегия человека. Это инструмент восприятия, познания, осознания. Многие же люди стараются не оставаться наедине с самим собой, лишая себя тем самым более осознанного существования, мышления и творения себя самого как человека и как мира вокруг. О чём говорил Декарт и что пытался обозначить? Почему он дерзко отрицал существование математика - атеиста? Как постичь своё положение во Вселенной?

Декарт говорил — можешь только ты. Суть его философии можно выразить одной сложноподчиненной фразой: мир, во-первых, всегда нов (в нем как бы ничего еще не случилось, а только случится вместе с тобой), и, во-вторых, в нем всегда есть для тебя место, и оно тебя ожидает. Ничто в мире не определено до конца, пока ты не занял пустующее место для доопределения какой-то вещи: восприятия, состояния объекта и т. д. И третье (не забудем, что прошлое враг мысли, борясь с прошлым, мы восстанавливаем себя): если в этом моем состоянии все зависит только от меня, то, следовательно, без меня в мире не будет порядка, истины, красоты. Не будет чисел, не будет законов, идеальных сущностей, ничего этого не будет.

Мераба Константиновича очень волновал вопрос преемственности в философии, он много об этом размышлял и искал решения и ответы. Сам он считал, что совсем не оставил письменного наследия потомкам, исследователям его идей, его понимания философии - работы почти не публиковались «по идеологическим соображениям». Однако большинство лекций и интервью позднее были расшифрованы с магнитофонных записей. Именно по этой причине практически везде (как и в этом сборнике) удалось сохранить манеру и стиль авторской речи.

Кто "кто-то", тот не я.

Если кто-то когда-то выполнил акт философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении

Ты любишь размышлять на темы "о высоком", спорить с друзьями и у тебя за плечами ровно один курс по философии из института (теперь ты знаешь ключевых деятелей и даже помнишь несколько философских школ и направлений!) Ты теоретически подкован в этом виде интеллектуального…будем честны, в твоём случае - словоблудия!

Смело бери сборник лекций Мераба Константиновича Мамардашвили. Именно они познакомят тебя со всем спектром и гранями безысходности, тоски, апатии и головной боли, если ты прочтёшь их "залпом".

Как бы не выглядело всё это безобидно, читать это неподготовленному человеку крайне драматично. В лучших традиция философских речей здесь основных мыслей мало, но расчленения каждый буквы этих идей - на долгие часы. Сил для игр и роста прорывания через все эти размышления уходит колоссальное количество.
Все слова просты и знакомы, общий же поток топит в какой-то вязкой глухой жидкости, переливает из одного сосуда в другой и обратно, размешивает и в какой-то момент в моём мозге запускается процесс брожения. Моё сознание - уже не сознание, мои сомнения - уже не сомнения, а мир - уже не я, как и я - уже не мир.
В таком объёме потока чужих изысканий я не ощущаю уже той свободы и великодушия, о которых в это время идёт речь, способность мыслить так, чтобы существовать, разворачивает мои изыскания от идей автора и Декарта к тому, чтобы постичь, как сильно это не моё направление и как жадно я отношусь ко времени, чтобы тратить его на такое глубокое ощущение "мыслить".

Для всех не "кто-то": в качестве дозированного мазохизма можно почитывать лекции поштучно в минуты особой радости, когда окружающие предлагают съесть лимон, чтобы хоть как-то снизить уровень излучения счастья твоим лицом. Эстетика, культура и интеллектуальный образ в приемлемых дозах расшевелит мозг и тенью ляжет плечи

Комментарии


А я ходила кругами вокруг книг Мераба Константиновича, но ни на одну пока не решилась. «Необходимость себя. Введение в философию» и «Вильнюсские лекции по социальной философии» хочу прочесть, но не собраться с духом.


А я ходила кругами вокруг книг Мераба Константиновича, но ни на одну пока не решилась.

здесь, конечно, нужно делать поправку на то, что философия - это вот совсем не моё из-за объёмов переливаний и пережёвываний ))

хочу прочесть, но не собраться с духом

если нет в душе противоречий читать частями и с перерывом, то можно подходить к трудам как к реальным лекциям - в день часик :) и отдыхать