Больше рецензий

19 сентября 2011 г. 22:14

276

5

Они забыли, что такое книга, что она может дать... Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй.

Да и сама эта книжка — по сути, публицистическая — читается, как роман. Роман о том, почему «мой сын, моя дочь, молодёжь» не желают читать, и о том, как это желание вернуть. О нерасторжимой Троице: ребёнок-книга-родитель, — и о том, как сохранить в целости этот союз. Об уроке литературы и о том, как сделать его живым. Да и вообще — о нас, читателях, таких разных и похожих в одном — в своей любви и почтении к книгам. И о том, как нам передать эту любовь детям, будущим читателям.
Не могу не восхититься тем, как живо написана книжка. Такие яркие интонации, что, кажется, наяву слышишь голос, да не один, а множество: голоса родителей, детей, учителей... Пеннак — настоящий оратор на бумаге, «ангел парадокса». Так и вижу его, — почему-то в классе на родительском собрании — как он стоит у стола или расхаживает у доски, то жарко жестикулирует, то небрежно прячет руки в карманы, то лукаво щурится, а то взволнованно вскидывает голову и пронзительно смотрит поверх очков. А под конец, как истинный потомок свободы, равенства, братства, провозглашает десять заповедей, Декларацию Прав читателя. Я бы аплодировала стоя, если бы в вагоне метро так не качало.
Поэтому и читается удивительно легко и быстро, не только из-за небольшого объёма. Не книга — чистая эмоция. Научиться бы только сохранять в себе по жизни этот детский восторг открытия слова и «путешествия со скоростью мысли».

Комментарии


Книга действительно очень вдохновляющая и захватывающая - в том смысле, что, пока читаешь, постоянно соглашаешься с автором и киваешь-киваешь. А потом, спустя год, вспоминаешь: что в сухом остатке? Читать вслух до совершеннолетия и не давить. Больше ничего не помню... :)


а мне очень понравилась первая часть, про то, что нельзя прекращать совместные чтения и что нужно суметь плавно перевести их к самостоятельному чтению. для меня это прямо переворот был, такое не скоро забудется :)
а вообще, да, книжка слишком эмоциональная, чтобы долго помнить. она для перечитывания, думаю.


Да, я такой тактики и придерживаюсь с сыном. Но - простите, monsieur Пеннак! - не вижу большой разницы: читаю ли я, читает ли мальчик. Если книга сыну нравится, он и без меня ее с удовольствием "заглатывает", если нет - то и мое чтение слушать будет неохотно. Или вообще сбежит :)


Если книга сыну нравится, он и без меня ее с удовольствием "заглатывает"


это-то и хорошо, с точки зрения месье Пеннака в том числе! главное — желание, а дальше уже действует Декларация прав читателя))
правда, как эту красоту реализовывать в связи с программой образования, тоже вопрос.

я пока детей не растила (только со школьниками работала немного), но просто в моём детстве всё было совсем по-другому, поэтому все ситуации, описанные у Пеннака, были для меня в некотором роде в диковинку)


Спасибо за рецензию, прочитаю. Правда у меня один ребенок очень читающий (тут я уже советы знакомым раздаю), а второй активно слушающий, пока. Посмотрим что из него вырастет при равном подходе.


пожалуйста, книжка и правда очень стоящая, — может, не много нового открывает, но написана вдохновенно и заражает этим вдохновением.
разрешите пожелать успехов Вам и вашим ребятам :)