Больше рецензий

31 августа 2019 г. 14:55

1K

5

Как и всякий нормальный философ, он считал, что настолько трудно, почти невозможно, понять мир и сделать с собой, жалким куском мяса, что-нибудь стоящее уважения, что где уж там заниматься преобразованием мира.

Не знаю, насколько подходит эта книга для тех, кто ничего не знает о философии в общем или о Декарте в частности. Но если есть хоть какая-нибудь база, то размышления эти могут стать очень даже интересным чтением. В университете Декарту уделяют непозволительно мало внимания и он со своим когито как-то меркнет на фоне Канта и Гегеля, которыми стращают нерадивых студентов. А потом возникают Фейербах, Хайдеггер и Кьеркегор, так что Декарт и вовсе отходит куда-то на второй план. Казалось бы, что может быть проще, чем табула раса да определение существования через мышление. Студенты заучивают пару тезисов и со спокойной совестью идут дальше. Но Мамардашвили показывает совсем другого Декарта. Он говорит о философе, который не понят и, более того, понять, которого практически невыполнимая задача. Мамардашвили и сам не понимает, в чем не стесняется признаться.

Вообще его размышления названы очень правильно. Это ведь курс лекций, который в текстовом варианте максимально приближен к тому, как этот текст был произнесен самим Мамардашвили. И по структуре текста видно, что Мамардашвили задумывал этот курс именно как то, что надо произнести вслух, а не записать и потом читать. Сам Мамардашвили был больше говорящим, чем пишущим философом, поскольку его работы практически не публиковались по идеологическим причинам, а большая часть трудов является как раз такой вот расшифровкой магнитофонных записей.

И сразу подчеркивается, что в этом курсе лекций речь пойдет о Декарте, как о личности, а не о системе его философских убеждений. Правда затем сразу становится понятно, что философские воззрения и личность сплетаются в понимании Мамардашвили очень тесно, становятся практически одним целым. Получается, что Мамардашвили подводит слушателей (или, в моем случае, читателей) к пониманию того, что Декарт всей своей жизнью утверждал свою философию и что это есть высшее достижение для философа.

Не забывая при этом главное, что и позволяет нам как-то ухватить дух и движение мысли Декарта: этот человек принимал из мира только то, что им через себя было пропущено и только в себе и на себе опробовано и испытано. Только то, что — я!

Это тоже важный момент, "я" и "не я". Все в картезианских размышлениях вращается вокруг проблемы сознания, вокруг возможности понимания того, что такое сознание, как оно должно меняться. Возможно ли отделить сознание от пространства, а пространство от сознания. И там же, прямо рядом с этими рассуждениями о сознании Мамардашвили говорит о личности Декарта, о тех качествах, которыми он обладает, например, о смелости (случай с грабителями) или о великодушии. Притом об этом великодушии Декарта он говорит особенно хорошо.

Великодушие — это свобода и власть над самим собой, свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому, что ничего другого нам не принадлежит

И надо понимать, что никакие слова Мамардашвили не использует просто так. Что это великодушие очень важный термин. И важно то, что по его мнению Декарт привносит это великодушие в свою жизнь не просто так, не в силу некоторой предрасположенности характера, а именно как часть своей философии. И все это очень странно. Как будто в картезианских размышлениях Декарт предстает совершенно новым и неизвестным или даже неизведанным ранее философом. Хотя само название полностью копирует трактат Гуссерля, что мне не совсем понятно. Очевидно, что это не просто совпадение, но тогда что? Попытка Мамардашвили продолжить? Или по его мнению Гуссерль упустил что-то важное. Я так и не смогла с этим разобраться, возможно, потому что трактат Гуссерль я, если и читала, то только отрывками и было это достаточно давно.

По большому счету, на то, чтобы полноценно прочитать и осмыслить данный труд нужно очень много сил даже подготовленному читателю. Какие-то из размышлений показались мне настолько запутанными и тяжелыми для восприятия, что я даже не берусь тут о них рассуждать. Например, в одном из размышлений, когда он говорит о Платоновском "повороте глаз души" и о том, как нам надо это умение применить касательно Декартовских представлений о сознании и о Боге, мне пришлось перечитать это размышление раза два или три и все равно понятнее не стало. Чего стоит один только термин "упечатлившаяся душа", а ведь я уже говорила об этом - Мамардашвили не использует слова просто так. Если он выбирает такой вот термин, я даже не знаю, существовал ли он до этого момент, то это неспроста. Значит именно это слово лучше всего подходит для того, что он желает описать. Иными словами, это ни разу не развлекательное чтение. И даже не познавательное. Потому что это не тот случай, когда ты читаешь что-то и сразу перед тобой открывается истина или новое знание, нет нет. Мамардашвили сразу предупреждает, что тут будет только путь к истине и не дает никакой гарантии, что путь этот будет завершен.

Игры:
- Долгая прогулка 2019, уровень 8, основное задание.
Команда "Четыре капитана".

Комментарии


Казалось бы, что может быть проще, чем табула раса


А что тут имеется в виду? Разве концепт tabula rasa — это не Джон Локк?


Мамардашвили говорит о том, что по мнению Декарта (ну или так кажется самому Мамардашвили, а Декарт даже не помышлял ни о чем таком) в какой-то момент необходимо очистить свой разум/себя/дух/самую свою сущность, убрать из себя все, что пришло помимо желания и сомнения и начать все заново, переосмыслив так сказать все, что только можно.

Он (в смысле Мамардашвили) выражает это тем, что происходит своего рода пробуждение человека, которое как второе рождение, а потом следуют абзацы текста про прорыв реальности, про выход в настоящий мир через понимание того, что до этого момента воспринималось и осмыслялось все неправильно и про то, как важно было желание Декарта не просто философствовать, а жить согласно этой философии.

Это необходимое состояние очистки себя показалось мне похожим на табула раса, вот я и подсократила километр текста в рецензии до этого краткого выражения. Писала для себя и просто не подумала о том, что может потребоваться расшифровка.


Я потрясён Вашей рецензией. Очень мощно. Мераб - одна из центральных персоналий моего миропонимания. Он сформировал меня своими лекциями. Из "Картезианских размышлений" вбито в сознание:

Агония Христа будет длиться вечно и в это время нельзя спать...

;
Декартовское "Иду на Вы", сказанное Парижу; то как Декарт жил в Голландии и воспринимал речь аборигенов как птичье щебетанье и мог спокойно думать.

Или по его мнению Гуссерль упустил что-то важное...

Мне здесь как раз всё понятно. Не гарантирую, что с моей стороны это не вчитывание, но с т. зр. Мераба, это как раз и не важно. Кажется достаточно правдоподобным. Мераб использует тавтологию как философский приём повторяя название Гуссерля (а Мераб был последовательным гуссерлианцем), который заключается в том, что повторяя, мы уточняем.

Я читал Мераба без всякой подготовки, всё и так понятно, в отличие от его патрона, например, или нечитабельного Хайдеггера. Спасибо Вам за волшебную рецензию.