Больше рецензий

6 октября 2019 г. 23:37

295

4.5 Захватывающе, но ...

Книга интересная, с первых строк автор берет интонацию без ноток снобизма, но все равно чувствуется подача эксперта в этом деле. Во время чтения картинка складывается объемная: описано хрупкое и сложное в плане преемственности искусство балета, и про зрителей автор написала, и про танцоров, про мнение властей, про отношение интеллигенции к балетному искусству (ведь дышали неровно многие, каждый на свой лад). Но основная фигура всей книги - Мариус Петипа. Судьба интересная, карьерный путь не из легких, а с какими интересными людьми ему довелось поработать - сказка (великому Чайковскому он исправлял партитуры). Вроде бы все прекрасно, но... гребаная эпоха постмодерна, каких же циников ты вырастила. Автор вроде бы и хвалит за трудолюбие великого балетмейстера, а вроде бы и постоянно тычет в нос отсутствием таланта. Та же ситуация со всеми персонажами: молодцы, трудяги, но у одного муза непостоянная, у другой ноги полноваты, третий карьерист заядлый и т.д. Ждешь под конец, чтобы хоть кто-то удовлетворил автора, но нет. Ведь цель книги, как написано в последнем абзаце - разрушить миф о великом русском балете. Вот она постмодернистская разрушающая все вокруг ирония: я перерою все архивы, чтобы показать, насколько равнодушна к русскому балету. Между строк можно попытаться вычитать, какие у автора представления об идеальном творце, но если не вычитывать ... Какой-то горький осадочек остается после прочтения.

P.S. К счастью, летом мне посчастливилось сходить в Мариинский театр (где Петипа поставил свои шедевры) на "Лебединое озеро" (знаковый балет для хореографа, композитора и истории нашей страны). И знаете, русский балет жив, он все еще великий и невероятно красивый. Пусть автор думает, что хочет, но зритель для себя решает сам. Поэтому я скорее советую сходить на балет, а не книжки про него читать. Но, опять же, не будет лишним повторить, что написано интересно, к фактам автор относится трепетно, а часть про постановку "Жизели" - почти детектив!