M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2019 г. 21:32

502

4

Забавная книжка. )) Главным образом, конечно, для любителей искусства, конкретно - живописи...

Уистлер - художник. Дело происходит в конце XIX века. Уистлер работает в Англии, его работы вызывают критику знаменитого критика искусства Рескина. Уистлер осмеливается возражать, еще таким неожиданным образом - дело дошло до разбора в суде. А дальше развернулось обширное сражение - сначала Уистлер против Рескина, потом Уистлер против Рескина и еще нескольких критиков, потом... подключаются все новые персоны, мелькают знаковые имена - ну, например, Оскар Уайльд и Суинберн... так что, пожалуй, в итоге, Уистлер против всех. ))

Книжка представляет собой сборник, так сказать, вырезок из печати. Уистлер собрал... ну, или там ему помогали... кто-то... собраны критические заметки и фрагменты из разных газет, иногда и из книг по искусству. На все эти публикации Уистлер отвечал своими письмами в те же газеты и речами на разных публичных мероприятиях. Звучат хлесткие и пафосные фразы (с обеих сторон), проявляются сарказм, ирония и всяческое остроумие... Все такое.

Прочитала с интересом (книжка маленькая), хотя, конечно, все это очень специфическое... )) Сразу скажу откровенно - я тут, в общем-то, склонна присоединиться к Рескину и прочим. ))) Хотя Рескин, конечно, сухарь, это я помню! читала какой-то его сборник... (боже, что мне только не попадается... ))) ) Но я опять же помню, что Уистлер - из импрессионистов, а я импрессионистов не люблю... )))

Заглянула в гугл, чтобы хоть понять, о чем сыр-бор. Ну... импрессионизм, само собой... )) Хотя и не так ужасно, как можно себе подумать после чтения всех этих статей. Хотя та самая картина, из-за чего все началось... как я поняла... вызвавшая негодование Рескина и последующий судебный процесс... В общем, на меня, как и на Рескина, производит нехорошее впечатление (отвратительная мазня ))) )

Хотя другая картина (одна из), вызвавшая горячие нападки, портрет девочки какой-то там... Ну, вполне обычная... По крайней мере, в наше время мы уже к такому привыкли.
картинка M_Aglaya
Правда, тут упоминаются зеленое перо, еще что-то там зеленое... А на фотке ничего зеленого не наблюдается, я бы сказала... Это, видимо, уже явление, про которое встречаются упоминания в воспоминаниях художников - краски с течением времени изменяются, химические реакции что ли. Состав меняется, первоначальный цвет искажается... Грустно.

Короче говоря, обе стороны в запале перегибают палку. Как мне кажется. Критики слишком пристрастны (хотя по-человечески понять можно, после нападок и оскорблений! )) ), Уистлер тоже несет пургу... вплоть до того, что только художник имеет право критиковать художника, а не всякие там. Плюс к тому, упорно кажется, что он еще и тролль вдобавок. Выражаясь современным языком. Нарочно доводит и провоцирует серьезных людей, серьезно занимающихся искусством. )))

При чтении какого-то пассажа подумалось - а не связана ли вся эта катавасия - в смысле, не данный конкретный случай, а вообще, импрессионизм и прочие эксперименты с возникновением фотографии? Художников оскорбило, что какие-то там левые люди с механическим приспособлением создают нечто гораздо лучше и точнее отображающее реальность,чем их труды, далее логически развилось до стадии, что - точное отображение реальности для дураков, художник должен самовыражовываться! и т.д., пошло-поехало. Все то же желание элитарности и "не только лишь все". (рассуждаю я, испытывая неприязнь к импрессионистам ))) )


Джон Рескин: "Я до этого много видел и слышал о нахальстве кокни, но все же я не ожидал, что самодовольный скоморох посмеет нагло запросить двести гиней за то, что он швырнул горшок краски в лицо публики."
***
"- Не покажется ли эта цена (200 гиней) нам - нехудожникам, несколько чрезмерной?
- Очень вероятно.
- Но художники ведь всегда поставляют добротный материал за свою цену?
- Рад слышать, что это так твердо установлено."
***
"- Ах, два дня! Вы, значит, просите 200 гиней за двухдневную работу?
- Нет, я прошу за знания целой жизни."
***
"- Вы считаете, что это правильное изображение моста в Баттерси?
- Я не собирался дать "правильный портрет" моста. Я стремился к изображению лунного цвета, и устой моста в центре картины, может быть, вовсе не похож на устои моста в Баттерси, знакомые вам при дневном свете. Что касается того, что именно изображено на картине, то это зависит от того, кто на нее смотрит. Для некоторых - на ней изображено все, что предполагал изобразить художник, а для других - ничего."
***
"- Рассмотрите этот ноктюрн в синем и серебряном, будто изображающий мост в Баттерси. Что это за сооружение в середине? Это подзорная труба или пожарная лестница? Разве оно похоже на мост в Баттерси? что это за фигурки на верху моста? Если это лошади и экипажи, каким манером, во имя всего святого, они оттуда спустятся? Теперь относительно этих картин - с точки зрения истца, присяжным нельзя публично выразить свое мнение, или они рискуют, что против них также будет возбужден иск за убытки."
***
"Прокурор: Если кто-нибудь считает картину пачкотней, он вправе это сказать, не подвергая себя риску вызвать против себя судебный процесс."
***
"Мистер Боуэн предлагает рассмотреть картину Тициана, чтобы показать, что такое законченность. Мистер Парри протестует против этого. Мистер Хэдлстон: "Вам придется доказать, что это действительно Тициан". Мистер Боуэн: "Я смогу это сделать". Мистер Хэдлстон: "Это основано только на общепринятом мнении. Мне не хочется вызывать смех, но всем известна история с "бесспорным" Тицианом, который был куплен, чтобы учащиеся и все прочие могли открыть тайну его удивительных красок. С этой целью картина была смыта, а под ней открылась красная поверхность, под которой, как предполагали, и была скрыта тайна, но, продолжая смывать, они обнаружили портрет Георга III в полной военной форме."
***
"Снова и снова генеральный прокурор твердил, защищая свое дело: "Что станется с живописью, если критики не будут применять плеть?" С таким же успехом он мог бы спрашивать, что сталось бы при подобных обстоятельствах, если бы они были возможны, с математикой. Я утверждаю, что дважды два у математика продолжало бы равняться четырем, несмотря на жалобное хныканье профана о трех или воплях критиков, требующих пяти."
***
"...Он стоял под одной из моих "гармоний", с трудом впивая ее легкое дыхание и являя собой потрясающую горчично-салатную "композицию" с пестрым голубым кашне в узорах "птичьего глаза" - тем самым он ненароком немедленно и начисто уничтожил мою работу целого года!"
***
"Как покорно все случайное в Природе принимается за "великое", видно из беспредельного восторга, вызываемого ежедневно банальным заходом солнца."
***
Оскар Уайльд: "Предупреждаю, Джеймс, оставайтесь, как я, непонятым. Быть великим - значит быть неверно понятым."
***
"Я почерпнул из газет, где, естественно, я читаю только о себе, общее впечатление оскорбительной агрессивности... которая подготовила меня к тому, что по прибытии //в Америку// меня ожидает томагавк. Однако, не могу же я откладывать поездку, пока не пройдет век любителей."
***
"Я всегда тщательно уничтожал доски, рвал оттиски и жег полотна, дабы избавить будущего коллекционера от унижения каталогизировать свои обидные ошибки. Уничтожать - значит сохраниться."

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!