Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2019 г. 15:35

1K

3 Гений или делец?

Творчество Теодора Драйзера всегда приходилось мне по вкусу – он умеет создать захватывающее и динамичное повествование, заставляя читателя целиком и полностью посвятить свое внимание разворачивающимся на страницах книги лицам и событиям. Плюс Драйзеру удается с помощью довольно лаконичных штрихов создать полноценный психологический портрет каждого героя, причем не только главных действующих лиц, но и второстепенных персонажей.

Еще недавно, единственным романом Драйзера, прошедшим мимо меня, был «Гений». И сожалению, могу сказать, что он стал последним не только по порядку прочтения, но и по моему личному рейтингу. Читала очень долго – а обычно книги одного из моих самых любимых писателей пролетают на одном дыхании…

Еще до начала чтения меня очень удивило, что центральным героем романа был выбран человек творческого призвания. Ну Теодору ли Драйзеру писать о художнике! Все его герои (среди мужчин, конечно же) – люди деловые, хваткие, настоящие акулы бизнеса. А тут в центре событий совсем человек совсем иного склада.

Юджин Витла – подающий надежды молодой художник, мечтающий о своей доле славы и популярности, которые позволили бы ему покинуть свой захолустный родной городок, натура тонкой душевной организации, мечтатель с мягким характером. После успешного дебюта, когда серия его картин с зарисовками повседневной жизни Нью-Йорка произвела настоящий фурор в мире искусства, ему приходится пережить творческий кризис, во время которого он потеряет всё, чего смог достичь. И в своей жизни ему еще не раз придется пережить резкие взлеты и резкие падения.

Если Вы, как и я, рассчитываете на историю становления и развития Юджина как художника и ждете описания его творческого пути (как например, в романе Сомерсета Моэма « Луна и грош» или «Памятнике крестоносцу» Арчибальда Кронина), то Вы, как и я, будете жестоко разочарованы. Потому что бОльшая часть истории Юджина – это его взаимоотношения с женщинами, которые разворачиваются на фоне его творческой деятельности (а должно было быть наоборот, как мне кажется).

Естественно, что столько тонко чувствующий красоту творец искусства будет замечать ее повсюду – в том числе и в окружающих его женщинах. Каждый раз, пленяясь новой юной красавицей (а именно красота молодости самое притягательное для нашего героя), Юджин, ослепленный внешней красотой, воображает, что и душа его избранницы столь же прекрасна и безупречная. И на эти грабли он и будет наступать всю свою жизнь.

Для меня осталось загадкой, действительно ли Юджин достоин звания «Гений», коим его наградил сам писатель – слишком мало места занимает в романе и жизни главного героя творчество и искусство.

Мы привыкли к тому, что в литературных произведениях, посвященных художникам и другим людям творческого мира, восхваляется их самоотречение – они готовы пожертвовать всем: состоянием, средствами к существованию, комфортом, здоровьем – ради того, чтобы творить. Юджин же является их полной противоположностью. Он с легкостью отрекается от искусства ради работы в издательском бизнесе, сулящей ему щедрое материальное благополучие. Хотя, с другой стороны, эта работа помимо прочего требует еще и творческого подхода и креативности.

Может именно это и хотел донести до нас автор – что свой художественный талант и творческую жилку можно использовать себе во благо, не терпя различных лишений и бедности во имя искусства?

Но в любом случае, что бесспорно удалось Теодору Драйзеру, так это воссоздать на своих страницах реальную жизнь, со всей ее красотой и со всем ее уродством. И Юджин Витла, со всеми своими обширными достоинствами и столь же обширными пороками и слабостями, получился на редкость живым и гармоничным персонажем, в котором многие смогут узнать себя.

Например, большинство рецензий пестрят осуждением в сторону героя за его обращение с женой, но разве никто из нас, хоть раз в жизни, не делал чего-то для другого, наперекор собственным желаниям, исходя из соображений порядочности, а впоследствии не упрекал его за собственное самоотречение и понесенные им лишения, доходя почти до ненависти к тому, раи которого пошел наперекор самому себе? Как говорится, «не судите, да не судимы будете».

Жизнь, с которой сорваны все покровы иллюзий и обмана, представляет собой малопривлекательное зрелище

- цитата, достойная стать эпиграфом к любому произведению Драйзера, и «Гений» еще одно подтверждение этому!