Больше рецензий

2 января 2020 г. 06:49

336

3 Три сиротки - схожие истории

Итак, я дочитала еще один долго-чтей.

Я давно хотела прочитать "Без семьи", попадалось название на глаза несколько раз, кроме того, по этому произведению снято несколько экранизаций и фильмов по мотивам, в том числе аниме, где мальчик Реми становится девочкой. В общем, посмотреть хотелось - и перед эим хотелось ознакомиться с первоисточником. Ознакомилась.

Из всех трех произведений первое оказалось наиболее проработанным. При этом второе я узнала, поскольку либо смотрела фильм по нему, либо когда-то давно читала отрывок. При этом сперва я искренне думала, что "Без семьи" и "В семье" должны быть продолжением друг друга. Естественно, это не так.
Теперь по порядку про каждое.

"Без семьи" - история мальчика-подкидыша Реми, которого отдают старому музыканту Виталису, и который после смерти музыканта вынужден вести жизнь бродяги, пока воистину чудом снова не обретает настоящую семью. Почему я говорю, что "Без семьи" более проработан? Тут есть несколько совершенно разных персонажей, которые, однако, нужны лишь для того, чтобы помочь Реми, и, как только они перестают быть нужными, они куда-то деваются. Главный герой у нас не мастер на все руки. Как раз таки мастер на все руки - это его спутник Маттиа. Главный герой же у нас только учится как-то существовать, будучи абсолютно нищим.
А вот в "В семье" и в "Ромене Кальбри" главные герои умеют ВСЕ. Ложку сделать из консервной банки, ножом отковырять крышку сундука, привести тонущий корабль к берегу, перевести деловое письмо с английского на французский. Прожить почти без еды неделю...
И вроде понимаешь, что автор просто пишет в жанре "рождественских рассказов" или около того, где сиротки испытывают страдания - чем тяжелее, тем более они должны повлиять на слушателей и читателей - а в конце они награждаются, все выдыхают - все счастливы. Мораль сей басни такова: будьте милосердны к несчастным сиротам...

В "В семье" для разнообразия главный герой - девочка. Девочка, которая умеет все. В свои 10-12 лет. Тут бы надо вспомнить, конечно, что детки в былые времена, особенно дети нищих, были развиты не по годам и вообще. Но речь идет о мануфактуре, то есть это то ли конец 19, то ли начало 20 века, ибо в Париже уже есть железная дорога. И девочка не имеет никакого образования. Она скорее действует по принципу "жить захочешь - не так раскорячишься", И все равно книга больше похожа на сказку, близкую к реальности, но все же сказку. Потому что "не бывает так".

Что касается "Ромена Кальбри", то он вообще какой-то мутный. Главный герой всю дорогу пытается стать моряком, но в финале им все равно не станет. Потому что "матушка будет волноваться, а вдруг она не переживет". И в итоге, словно в награду за правильное решение, на него сваливается богатство мифического индийского дядюшки, на которого мальчик все это время хотел быть похож. При этом в книге мальчик умудрется совершить такие довольно странные вещи, которые иначе, как чудом, не назовешь: только он попадет в одну беду, сразу же появляется спаситель. Кроме того, это именно Ромену принадлежит честь расковырять ножом крышку тяжелого сундука и вывести тонущий корабль к берегу. По дороге он еще встретит не менее странную девочку Дилетту, которой срезали родинку ножом и прижгли, и при этом она после такой косметической операции жива осталась, которая настолько неадекватна, что, сбегая от хозяина, берет с собой не важные в дороге вещи, а горшок с резедой, и жалеет, что не может забрать с собой льва. И да, она с ходу приручила львов, девочка, которая никогда не изучала цирковое искусство.

Отдельно хочется сказать еще про ряд вещей, которые повергли меня в, скажем так, недоумение. Младший брат Реми - мальчик с туберкулезом костей. Конкретно, бедра. Он уже в стадии, где он практически не двигается. Насколько мне известно, медикаментозного лечения этой болезни на описываемый период времени еще не придумали. КАК его умудряются вылечить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО обретением брата и взятием в семью немой девочки, чтобы мальчику не было скучно? Маттиа получает от хозяина удар палкой по голове, после чего у него появляется опухоль. Не припомню, чтобы в 19 веке бродяг забирали в больницу и лечили путем хирургического вмешательства. Девочке с фабрики раздробило руку катушкой. Она нормально так доходит до дома сама. Удивительно, если учесть, какой там должен быть болевой шок. Два мальчика - Реми и Ромен - встречают по дороге девочек, которые в финале становятся их женами. О_о При этом Гектора Мало называют реалистическим писателем из школы Оноре де Бальзака, а по ощущениям он скорее близок к сказочникам.

Исходя из всего вышесказанного, я отмечу, что по прочтении этих трех книг я несколько озадачена. От заявленного реалистом писателя я, пожалуй, ожидала историй, близких скорее к Диккенсовскому "Дэвиду Копперфилду". Но если учесть, что все три книжки изначально писались как детские - сразу, в отличие от большинства книг детской литературы, которые поначалу задумывались для взрослых, а потом - по мере потере взрослыми интереса к ним - уходили "по наследству" к детям. Так вот, если учесть факт, что книги изначально рассчитывались на детей, то да - они неплохи. Все три главных героя так или иначе усваивают ряд жизненных уроков, а их судьба разжалобит сердце маленького читателя и, возможно, чему-то да научит. При этом если "Без семьи" - оригинален хотя бы по количеству персонажей, приключений, объему, то остальные книжки - как бы "копирка" с основного романа, сжатая, укороченная, и подстроенная под немного другой район Франции. Были окрестности Парижа, стал прибрежный поселок, например.