Больше рецензий

dejavu_smile

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 октября 2011 г. 02:06

245

4

Автобиографично. И отсюда сразу самый большой плюс книги - ее искренность. Стоило ее читать из-за этой свежести, терпкости, остроты впечатлений о Венеции, об итальянцах.

Именно из-за этой честной и наивной интонации сразу испытываешь такое сочувствие к главной героине, которая бросила налаженную жизнь в штатах и уехала к любимому человеку в Венецию. Ах, да, там есть еще одна главная героиня - Венеция! И она - великолепна. И о такой Венеции мы еще не читали. Это, конечно, не мудрая бездонная поэзия Бродского, но это - настоящее лицо, а не маска и карикатура на город.

Я думала о том, что Венеция носит печаль, как платье. Иногда я видела ее нагой, она снимала на мгновение свою печальную маску, и на ее лице вовсе не было скорби. И я начинала понимать, что она делает то же самое для меня, снимает мою маску, которую я так долго носила, как вторую кожу.


Торчелло — древняя мать Венеции, оторвавшийся желтый лист. Слабое эхо давних времен. Здесь слышится шепот тайн: «Возьми меня за руку и стань молодым вместе со мной; не суетись, не спи; будь творцом; зажги свечи; поддерживай огонь в очаге; имей смелость любить; не лги себе; сохрани умение радоваться».


Это - город, от которого невозможно оторваться, как от чаши с волшебным напитком. Венеция, которая открылась человеку, почти не знающему языка. Шеф-повар и известный журналист Марлена, оказавшись в социальном вакууме, нашла свой круг общения ... на рынке. рыночные торговцы - там такие портреты! Личности! Да даже их персики - как живые :) И курицы! Любимые кафе и бары. Очень личное, совсем не возвышенное. Но все равно, это не о еде, а о идее. О людях. Венеция оживает.

Может быть, никто не знает город лучше, чем тот, кто придумал его себе сам.



Когда начинается эта история, молодость у главной героини уже ушла, а самой главной любви в жизни все еще не случилось. И вот она встречает Его, совершенно непонятно, что она в нем нашла. Но она рискнула. Мне понравилось, как сказала ее подруга перед отъездом -

— А у тебя такое было? — спросила я.
Она ответила, когда сигарета была докурена почти до фильтра.
— Однажды. Но я испугалась. Вдруг чувства изменятся, вдруг предательство. И я ушла. Я предала прежде, чем предали меня. Может, я боялась не выдержать накала эмоций. Выбрала приятный, безопасный компромисс, любовь, меньше страсти и больше терпимости. Разве это не то, чем довольствуется большинство?


Но он ее точно Нашел. Чувство, что для одинокого венецианца эта Марлена была последний шанс вырваться из колеи и болота, в котором он кис столько лет.

— Нет. Я слишком долго ждал. Я чувствую, как время течет сквозь пальцы. Жизнь — это conto, счет, — заговорил в нем банкир. — Количество дней, отпущенных нам, доподлинно не известно, и один драгоценнее другого. Их не сдашь на депозит.


Он сказал, что я — невозможна, похожа на перманентное гарибальдийское восстание.

Она, как динамит, подорвала все его устои - в итоге он продал дом, ушел с работы, и они взлетели, крепко держась за руки в реальную жизнь. Не такую обеспеченную и стабильную, не такую приличную, как прежде, но Свою. Жить так, как хочется - самая большая роскошь в мире.

— Это вы летите в никуда? — начала она.
Я не была уверена, что поняла ее правильно, и продолжала любоваться блеском обуви, поощрительно улыбаясь на всякий случай. Она проявила настойчивость, и теперь я не имела выбора, кроме как поверить своим ушам.
— Мы все летим в никуда. Мне так кажется. А разве жизнь — не полет?


Но, конечно, не без недостатков. Сам текст, особенно вначале ( и боюсь, это не огрехи перевода) довольно сильно корябает слух. Какой-то корявый текст. Но дальше - лучше. Постепенно, нарратив выравнивается и набирает скорость. До совершенства далеко, но чувствуется оригинальная авторская интонация, упомянутая искренность, честность и свои мысли. Драгоценные крупинки опыта.

Как часто мы не позволяем себе простых ответов. Мы нарушаем естественный ход вещей, принося жертву практическим соображениям, а потом бредем, опустив голову в безнадежных поисках страсти и чувства. Позвольте невозможному стать возможным.



Не удержалась, разыскала фотографию героев. И поняла, что это действительно редкость, когда книга рассказывает о любви в том возрасте, когда молодость и внешняя привлекательность уже позади. Но все же, это не просто "история любви", и это не "травелог", и не "один год в провансе". Тут чуточку больше тепла и души. Это настоящее проникновение двух совершенно разных миров друг в друга, разных по ценностям, по мировоззрению и по жизненной позиции. Ценно и то, что читая, видишь не только любовь-морковь и прогулки на лодке по каналам, но и то, сколько проблем они обрели себе на голову, отказавшись от своей "колеи".
Marlena+e+Fernando.jpg

Комментарии


поняла, что это действительно редкость, когда люди находят любовь, когда молодость и внешняя привлекательность уже позади


- из чего "поняли"?)
-"внешняя привлекательность " и в юности не всем дана))
- по сути: люди находят любовь часто, оч. часто в зрелом и далее возрасте, осознанно - не знаю ни одного человека без этого - решаются на поступки не все


да, наверно, точнее будет скаазть, что редко приходится читать книги о такой любви. Когда героине 50, и ее возлюбленному тоже.


это да) где-то читала статистику возраста геров Достоевского;
интересно, что даже в конце жизни, в "Карамазовых", он писал совсем молодых людей: Грушеньке - 20, Катерине Ивановне - тоже 20 с небольшим, как и братьям,
и Гессе в "Степном волке" в свои 50 свёл ровесника-героя с юной девицей;
а обвиняют только бедного Набокова в тяге к "малолеткам"))


аргумент :)


Люблю эту книгу! Может, она и неуклюжая слегка, зато такая душевная, полная ощущений жизни, оттенков, вкусов, ароматов, чувствуется, что автор и в нас искренне хотела заронить семечко любви к Венеции:) Спасибо Вам за рецензию!


вот вы замечательно сказали про неуклюжесть и душевность :) в самую суть.