Больше рецензий
30 октября 2011 г. 18:49
251
4
Рецензия
Трудное это дело – осмысливание рок-н-ролла.
Особенно нынешнего: скачут по сцене
сорокалетние дядьки, лабают
«молодежную музыку с моралькой»...
Поневоле задумаешься...
Хорошо, если сорокалетние. Бутусов недавно "полтинник разменял".
Решение прочитать книгу возникло после рецензии на нее awayka . Начало чтения совместил с переустановкой на комп CD «Погружение» (1996), о котором авторы книги пишут, что «его уже не найти». Ну, почему же? С удовольствием еще раз переслушал, вспомнил подзабытое. «Погружение», конечно, уникально. А сейчас и - ностальгично. И «Наутилус» тогда еще существовал, и Кормильцев был жив, и все, казалось бы, только начинается.
И вдруг – бумс, и распались. На пике творческого успеха.
Причину распада я и пытался найти в книге, подробно излагающей всю историю группы.
Авторы считают, что распад был неминуем, и неминуем именно на пике успеха. Вот одна из причин:
Ребята, по отдельности милые, добрые люди, замечательные профессионалы, напоролись на пережитки «равенства и братства» («свободы», говоря по чести, в рок-н-ролле вообще никогда не водилось) просто потому, что вчерашние равные друг другу братья рано или поздно должны были обнаружить, что не совсем и не во всем друг другу равны. И обнаружили, но понять и принять таковое положение не смогли. Еще вчера все были друганы, а теперь одного возят по спонсорам-шмонсорам, с ним одним разговоры разговаривают, с ним же бумаги подписывают... А он уже и сам сообразил, что за подпись ему самому отвечать придется, он уже что-то там думает и по-прежнему, по-колхозному со всеми не советуется... Да и его понять можно: вчерашние друзья в нынешние подчиненные ну никак не годятся. В принципе не годятся...
Мысль - абсолютно верная…
Еще мне показалось, что авторы слишком подробно и односторонне описывают будни и праздники группы. Знакомство с этими подробностями создает впечатление, что ребята беспробудно пьянствовали. Вообще – от создания группы и до распада. Да и потом…
Похоже, что так оно и было. По крайней мере, это объясняет появление текста одной из моих самых любимых песен Нау:
...я набрал знакомый номер
а там короткие гудки
это мой телефонный номер
значит я с кем-то уже говорювсегда-то мой номер кем-то занят
когда бы себе я не позвонил
ни кому ни кому
ни кому ни кабельность...
Но, постоянно находясь в пьяном бреду или похмелье, ничего не создашь. Похоже, что авторы все же упустили самое главное – сам процесс творчества, о котором в книге - ни слова. Понятно, что ребята хорошо расслаблялись, но расслабление обычно идет после напряжения. А авторы пишут только о внешнем, о шелухе. То группа на концерте по нескольку раз начинает какую-то песню, потому что Бутусов забывает собственные слова. То кто-то не является на запись по причине запоя. И т.п.
(Стиль похож на воспоминания встретившихся старых друзей: «А помнишь, как мы в мае такого-то года после трех бутылок водки в зоопарк пошли?» «Да-а-а. А ты помнишь, как мы потом через полгода на шашлыки ходили и упились портвейном?» Но на самом-то деле за эти полгода много чего еще было, может быть очевидного и поэтому - не достойного обсуждения, но того, из чего состоит жизнь. Об этом обычно не вспоминают…)
Ждал от книги большего. Эх... «Правда, только правда, но не вся правда». О том, что прочитал историю Нау – не жалею. Оценка книги – положительная.