Больше рецензий

Mythago

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2020 г. 19:08

330

4

Столкновение в океане – это книга о трагическом столкновении двух крупных пассажирских лайнеров возле атлантического побережья США. Американский журналист Элвин Москоу хорошенько поработал с материалами о катастрофе, провёл интервью с множеством участников, наблюдал за последующим разбирательством в зале суда и написал свой репортаж языком, довольно близким к художественной литературе.

Итальянский «Андреа Дориа», огромный 11-ти палубный трансатлантический лайнер, воплощение роскоши и гордость итальянского пассажирского флота своего времени, нёс на борту 1706 человек пассажиров, команды и обслуживающего персонала. Шведский «Стокгольм» тоже был крупнейшим представителем флота своей страны, хотя и несколько меньше своего итальянского коллеги, имел 7 палуб и 742 человека на борту.

Ночью 25 июля 1956 года оба судна шли в тумане, не сплошном, а лежащем на воде полосами, видимость была так себе. Шведский штурман увидел «Андреа Дориа» на радаре слева по курсу и взял правее, чтобы разойтись левыми бортами в миле или двух. Капитан на итальянском мостике и его штурманы каким-то необъяснимым образом прочитали с показаний своего радара, что встречное судно справа от них, и повернули левее. Курсы пересеклись, «Стокгольм» ударил в борт «Андреа Дориа», сделал вздоровенную 12-метровую пробоину, и шведов понесло дальше со значительными повреждениями носовой части. Итальянский лайнер набрал в пробоину тысячи тонн воды, лёг на правый борт и началась история успешной, но от этого не менее страшной эвакуационной операции.

Элвин Москоу рассказывает немного о жизни ключевых членов экипажа, а дальше рисует со слов очевидцев, что происходило на мостиках обоих лайнеров до столкновения. Потом описывает, как в течении долгой ночи, пока «Андреа Дориа» держался на воде, сотни людей метались по палубам с целью спастись или помочь другим. Повествование местами ужасное, а местами вдохновляющее. Повреждённый «Стокгольм» вернулся к месту катастрофы и послал свои шлюпки. Потом подтянулись другие корабли: грузовые, военные и французский лайнер. Всех, кто выжил после столкновения, эвакуировали. Эта часть книги читается как очень грустный, но захватывающих приключенческий роман.

Дальше было менее интересное, но не менее важное судебное разбирательство, которое не дало однозначных результатов, потому что в процессе итальянская и шведская компании выработали мировое соглашение. Основное, что я поняла из этой части: для морских перевозок в тумане существуют рекомендации по безопасности, которых мало кто придерживается, потому что стараются избежать финансовых потерь. Очень жаль, но деньги действительно правят миром.

Не являюсь поклонницей книг о катастрофах, но знакомство с жанром получилось любопытным. Книга оставляет пугающее ощущение, что совершенно размеренная жизнь может внезапно обернуться отчаянной ситуацией, превратиться в сводки новостей и испытание на прочность.