Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 ноября 2011 г. 22:47

2K

5

Все у них было: и еда, и одежда, и школа, впечатления и свобода. Но они выросли в те годы, когда взрослые слишком заняты были устройством и обновлением своей жизни, увлечены новыми квартирами, новыми профессиями своими, новыми нравами. Дети в городе всегда делятся на домашних и уличных. На Семи ветрах домашних почти не было: все вырастали на сквозняке; и когда они по вечерам собираются в парадных подъездах, поскольку черных лестниц в новых домах не строят, то жильцы, пробираясь между длинных ног сидящих на ступеньках ребят, ворчат, прежде чем скрыться в безопасной кабине лифта:
- У, хулиганы! Беспризорники двадцатого века!

Да какие беспризорники! Сыты, обуты-одеты, опрятны, даже ухожены. Не обделены любовью родителей, справедливо подмечает автор, если чем и обделены, то скорее вниманием, доглядом. Контролем?
Директор школы Каштанова и завуч Каштанов заворожённо, почти в трансе наблюдают за сложной физиологией подмосковного городка, выросшего вокруг предприятия общесоюзного значения. Надорвавшиеся, осипшие от крика и бессилия одинокие мамаши. Хмурые изработавшиеся батьки. Пьяненькие братаны, которым идти некуда, кроме завода, а на завод они не пойдут! Сказано, б..., не пойдут! Эти растерянные старики, перевезённые из догнивающих сельских изб. Эти неприкаянные подростки. Да, советская литература была не только ура-патриотической...
Лейтмотив: Семь ветров, так неофициально окрестили район. Сквозняк. Подъезды, подворотни, проходные дворы. Перед нами попытка исследования феномена гопников.
Наверное, кое-кто подосадует на обращения к читателю, все эти: «Бегите от злодеев, дети! Будьте добры, девочки, отвечать за свои легкомысленные поступки!» Да, для Соловейчика семьветровцы – великовозрастные, дюжие, половозрелые – всё-таки дети. Но никогда не малыши, не пупсики. В главном спрос с них, как со взрослых мужчин и женщин. Помните нехитрое мнемоническое правило на глухие согласные: Стёпка, хочешь щей? Фу!

- Степка, хочешь щей? - повернулся Фокин к классу, и класс, конечно, тут же и предал свою учительницу, весело и беззлобно.
- Фу-у-у! - дружно ответили Фокину.
- Вот именно, - отомстила Каштанова. - Вот это вы и есть: глухие и согласные. Фу!

Безусловно, современному читателю многое будет дико. Меня, например, убивало, давило отсутствие культуры тела, уважения к себе хотя бы на физическом уровне, особенно у девочек. Он схватил тебя – всё, ты его. Ты пришла – он вправе делать, что хочет. Ты не девственница – все вправе делать, что хотят. Однако в общем и целом Симон Соловейчик описывает то, что мы посейчас расхлёбываем: от утери кодекса драки до определяющей роли бабок и блата. Кстати, в первой главе рассказывается о настоящем флэшмобе, который ещё так не назывался…
Отдельно взятые, семьветровцы вполне толковые, порядочные ребята. Но, попав в стаю…

- Нельзя бить человека по лицу, ногами, нельзя!
- Отстала от жизни! Современный человек бьет ногами и по лицу!

И решили директор Каштанова и муж её завуч Каштанов сотворить из школы-стекляшки остров заботы, человечности и интересных дел. И по первости у них прекрасно получилось!
Но разве можно сохранить остров в неприкосновенности, остаться оазисом среди голодных песков, решить отдельно взятые проблемы отдельно взятого города в государстве, задыхающемся не столько от проблем, сколько от их непризнания?
Самое страшное для учителя – это когда ученики предают. Самое страшное и самое естественное. Ну, вы же понимаете… подвернулась возможность… извините, конечно…
А когда градообразующее предприятие закроется, вот тогда-то мы все и узнаем, почём фунт лиха.

Может быть, это все от железобетона? Может быть, это железобетон на психику действует?

Комментарии


Спасибо за рецензию! Очень современный взгляд на книгу тридцатилетней давности. Но мне кажется, что С.Л.Соловейчик больше публицист, чем писатель.


Вы знаете, после "Фрунзенской коммуны" я тоже думала, что Симон Львович - скорее учёный, публицист, но сейчас переменила своё мнение. То есть "Семь ветров" - это полноценное художественное произведение, ничуть не уступающее, скажем, "Островам и капитанам" Крапивина.