Больше рецензий

5 февраля 2020 г. 17:29

1K

4 Все свободны!

Книга Гая Стэндинга "Прекариат: новый опасный класс" (2011) не обманывает ожиданий и рассказывает именно о том, о чем гласит ее название: о прекариате. Названный так по аналогии с пролетариатом, термин прекариат происходит от английского слова precarious -- нестабильный, негарантированный. Точного определения прекариата нет, но по принципу исключения это трудящиеся, не являющиеся элитой, салариатом (менеджеры), профи и "старым" рабочим классом. В прекариат могут входить самые разные труженики: от мигрантов до стажеров и людей с частичной занятостью. Эта группа, "свободная" от большинства гарантий, которые имел рабочий класс в прошлом, в условиях современного общества неуклонно растет. Стэндинг называет этот класс "опасным", главным образом, из-за практики голосования за популистов.

Интересно, что профессор Стэндинг (британские ученые, те самые!), давая ссылки на источники своего прозрения в области социологии, ссылается на книгу (ВНИМАНИЕ: неомарксизм!)известных ультралевых теоретиков Майкла Хардта и Антонио Негри "Империя", но никак не упоминает об их же работе «Множество: война и демократия в эпоху империи» (2004). А ведь именно там и описан впервые прекариат, только назван он по-другому: множество (multitude). По мнению Хардта и Негри, именно множество противостоит сейчас и будет противостоять в будущем глобальной Империи. Конечно, работы левых философов и социолога Стэндинга касаются разных аспектов этой проблемы и рассматривают ее под разным углом. По пессимистичному выводу Хардта и Негри, множество проиграет борьбу и в будущей перспективе будет поглощено Империей. Освобождение же множества, произойдет, лишь когда оно пройдет Империю "насквозь", случится это, выражаясь поэтически, на другом краю ночи.

В насыщенном интересными фактами исследовании Стэндинга чего ни коснись, всё будет спойлер, поэтому рекомендую вам прочесть его самим. Это не будет скучно. Книга хороша и тем, что будит воображение. Возникает желание поспорить с английским профессором. Вот, например, "экспорт" производств из развитых стран в Киндию (Китай+Индия) -- разве не может прекариат этих стран впоследствии стать полноценным и многочисленным пролетариатом? Почему дальше будет только хуже? Ведь схожие антигуманные процессы наблюдались в Англии ХVI века при переходе к капитализму. Тогда процесс насильственного обезземеления английского крестьянства и превращения его в пролетариат получил название огораживаний. "Ваши овцы, -- писал современник тех событий Томас Мор, -- обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неутолимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города". Но постепенно дела в Англии все же как-то наладились...

Один раз автор в своей работе, мельком, но прозорливо, упоминает Средневековье. И действительно, многие процессы в современном обществе имеют "двойников" в той эпохе (пусть Стэндинг об этом и не пишет). То есть они, даже находясь в орбите современного неолиберального капитализма, как бы "простреливают" в Средние века. Это касается и тихих сообществ программистов, напоминающих то ли средневековые мужские монастыри, то ли рыцарские ордена, то ли средневековые цехи; и таксистов Uber, являющихся на службу сюзерену во всеоружии и со своим боевым (железным) конем (Кто сказал:"Кустарь-одиночка с мотором?" Пошляки Ильф и Петров!). Кстати, следует ли относить таких работников, по старым марксистским лекалам, к пролетариату или же к мелкой буржуазии? Средства производства -- компьютеры и автомобили -- от них же не отчуждены! Правда, в случае с Uber, сам Интернет-портал, на который они работают за в среднем $200 в месяц, им не принадлежит.

Одним из средств преодоления опасного положения прекариата автор называет безусловный базовый доход (денежное пособие всему населению). Поэтому было бы небезынтересно ознакомиться с более поздними работами ученого, посвященные данной теме: Basic Income: A Transformative Policy for India (2015) и Basic income: and how we can make it happen (2017).

Интересно, что в своей антипатии к неолиберализму профессор Стэндинг оказывается в одном лагере с такими разными политиками, как Марин Ле Пен, Геннадий Зюганов и Владимир Путин. Но почему тогда для значительного количества населения мира "порочный" неолиберальный курс все же оказывается таким привлекательным? Тут, видимо, следует обратиться даже не к опыту Средних веков, а к очень и очень давним временам, когда племена кроманьонцев (200-12 тыс. лет назад) заселяли Землю. Ведь физически современный человек, это все тот же мало изменившийся кроманьонец -- неолиберал, собиратель, охотник и смелый первооткрыватель новых пространств.

Флешмоб "Нон-фикшн"

Комментарии


Здорово разобрали книгу!


Я вижу, вы тоже любите хорошую шутку :)
Какое там, "разобрал", совершенно отвлеченный опус, вы же знаете!