10 февраля 2020 г. 22:18

493

3

Не может быть, что я ещё жива после всего пережитого.
В этот раз специально выбрала документальную книгу, состоящую из писем и воспоминаний. Я надеялась расширить свой кругозор и больше узнать об авторе и тех, с кем в течение жизни ей приходилось сталкиваться. Нет такой особой профессии — муза, любимая женщина, но Лиля Юрьевна Брик именно на этом попроще достигла совершенства. Это была ее среда, ее поле битвы в жизни, ее личностная идентификация.
Среди писем Лили и писем других людей к ней я нашла много фотографий, как молодой девушки, так и взрослой женщины и дамы преклонных лет. Понятно, что харизма человека мало зависит от внешности. Выглядела Лиля Юрьевна совсем обычно, даже можно отметить, что эталонной красотой она не отличалась. Но особая сердечность, умение поставить другого в центр внимания и окружить теплотой сделали свое дело. Лиля была привлекательна всю свою жизнь.

Красной нитью проходят ее отношения с поэтом Владимиром Маяковским. Лиля хранила множество писем поэта и свои ответы ему. Интересна ассоциация Маяковского со щенком, он много играл словами, сам себя называл Щен или Счен и даже подписывался не обычной росписью, а стилизованной картинкой собачки. Лиля в ответ ему была кошечкой, Маяковский писал, что в восторге от ее кошачьего имечка, а подпись в виде кошечки была почти в каждом письме.

Я очень далека от того времени, в котором жили Лиля и Мяковский. И кажется не понятной их безоговорочная подержка советский власти. Даже больше скажу, мне они показались мерзкими лизоблюдами на службе тоталитаризма. Такие счастливые советские люди, ездят по заграницам, радуются жизни в то время, как множились репрессии, расстрелы и свирепствовал голод. Как можно было любить, наслаждаться, строить планы, когда вокруг тебя беда? Мемуары хорошо отредактированы, все острые углы срезаны, пропущен период особого разгула сталинских репрессий и очень мало написано о жизни в период второй мировой войны.

Отмечу, что Маяковский до этого и не дожил. Пыталась понять, какова причина самоубийства поэта. По приведённым в книге письмам можно сделать вывод, что это была не первая попытка суицида. Его бы по хорошему не стихи писать отправлять, а положить на лечение в психиатрический стационар. Но это я из своего времени смотрю, пишут, что и Пушкина после дуэли в наше время можно было спасти.

Насколько вообще Лиля была способна глубоко переживать потери не очень ясно. Самоубийство Маяковского, расстрел Виталия Примакова, второго мужа, смерть Осипа Брика будто не оставили глубокого следа. Время-тихоходка показывает Лилю уже семидесятилетней. И она до сих пор вся в искусстве, кинематографе, много читает. Похоже, не мужчин она любила в своей жизни, а чистое искусство. Это муза, которой чуждо человеческое, она видит дальше, глубже. Она перешагивает через когда-то любимых, потому что и любимыми они на самом деле не были. Мантия из близких к искусству людей, людей творящих окружает эту женщину до конца жизни. Лиля хватается за все и притягивает всех.

Мне показалось, что многое осталось за кадром. Лиля Юрьевна пыталась как-то оправдать себя, приукрасить. При том что энтропия — мера хаоса в системе зашкаливала. Она много пишет, что ей не приятны сплетни, но сама живет и выделяется из среды окружающих так, что сплетни рождаются на лету. А она стоит вся такая в белом и не понимает, откуда они могли появиться. Или сильно лукавит.

Послевкусие недосказанности немного раздражает. В то же время оно приносит с собой желание узнать что-то еще, уточнить, сравнить и самому читателю сделать вывод. Потому это и Пристрастные рассказы, они рассказаны с пристрастием, субъективно и где-то односторонне. Это же не мешает найти другие источники и получить более полную информацию.

Комментарии

насчет маяка вы правы - с психикой у него были нелады полные, у Зощенко в "Возвращенной молодости" об этом очень подробно

0 29.01.23